Сказка про белого бычка вокруг Васильевского острова продолжается, но Смольный, похоже, начинает прозревать
Воскресным утром несколько человек орудуют лопатами на въезде в Южный намыв Васильевского острова. Они засыпают ямы по ходу движения в большой новый микрорайон, куда ведет единственная дорога. Впрочем, «дорога» — это громко сказано. Существующий 20 лет здешний проезд никто не берет на баланс, и ямы там стали частью привычного пейзажа. А этим людям с лопатами уже невмоготу ремонтировать подвески на своих автомобилях. Работают они молча и зло — знают, что помощи им ждать неоткуда.
«Я плачу транспортный налог за свою машину, — рассказывает житель злополучного района Кирилл. — Дорога у нас одна, а тут уже целый новый город стоит. Да еще из-за этих ям постоянно образуются гигантские пробки. А властям до этого и дела нет. Вот и приходится браться за лопату!»
Да, не позавидуешь тем, кто поверил застройщику и купил квартиру на намыве Васильевского острова. В осеннюю распутицу единственный въезд-выезд встает намертво. Пешеходов ветрище с ног сбивает — ни одного деревца в округе. Нет и общественного транспорта, потому как дорога нигде официально не числится.
Работы по намыву новых территорий в западной оконечности Васильевского острова ведутся с 2006 года. В уже построенных высотках при полном отсутствии инфраструктуры живут 20 тысяч человек. После завершения Северного намыва население достигнет уже 70 тысяч. Полвека назад на Васильевском, где на бывших землях залива построены просторные благоустроенные кварталы, не столько намывали, сколько формировали западное побережье острова, объединяя отмели, заводи, островки, и очерчивали границу так называемого Морского фасада. А нынче попросту отжали у залива кусок территории для возведения «человейников».
«Сегодня намыв Васильевского острова — место активного строительства современного комфортного жилья. Обилие зеленых зон и близость Финского залива обеспечивают благоприятный экологический фон. Новостройки здесь — объекты престижного бизнес-класса», — зазывает застройщик, обещая чудесную жизнь. Не обманешь — не продашь? Ведомства, призванные реагировать на недобросовестную рекламу, на такое лукавство закрывают глаза. Отреагировал на создание незаконного намыва разве что Следственный комитет, возбудивший ряд уголовных дел. Но эпопея эта продолжается, «а Васька слушает да ест».
Напомню: речь идет о намыве 163 гектаров в акватории залива под жилую застройку. Ну понятно, в необъятной стране земли не хватает, приходится биться со стихией, будто в живущей в тесноте Японии, намывать искусственный участок суши.
Подобные проекты по закону осуществляются только с ведома федеральных властей. Когда возмущенная общественность стала требовать показать документы, санкционирующие нынешний строительный беспредел, выяснилось, что их нет в природе. В Смольном чиновники придумали такой финт: намыв — это не создание, а всего лишь «улучшение свойств земельного участка». Вот он был такой плохой, пока там плавала рыба и гнездились птицы, а теперь мы его благоустраиваем...
Хотя понятно, что любые работы, связанные с перемещением грунта в таких объемах, — это капитальное строительство, на которое должно быть разрешение. «А власти говорят нам, что место, где ведется намыв, не является акваторией Финского залива, — рассказала «Труду» жительница Васильевского острова Марина Антонова. — По их абсурдной логике вода — это суша...»
Пока городские власти путались в лукавых словесных конструкциях и отбивались от исков жильцов в судах, незаконный намыв начал показывать норов — подмывать дома и прибрежную инфраструктуру. Если раньше грунтовые воды стекали в залив, то теперь их естественные пути забетонированы. Минувшим летом вода выбивалась фонтанчиками в арке дома по Морской набережной, 25, корпус 1, на территории детского сада. В дождь подтопило тоннель Западного скоростного диаметра. Начались проблемы и у газовщиков, прокладывающих трубы: пришлось раскапывать благоустроенную территорию и выкачивать воду из технологической шахты. С созданием Северного намыва в засыпанном русле реки постоянно бьют ручьи, которым нет выхода в залив. Это происходит в окрестностях старых домов, про новостройки и говорить нечего.
И вот санкт-петербургский «Центр экологического мониторинга» наконец-то отреагировал. Жильцы дома на Морской набережной, 25, получили от врио директора СПбГБУ «Минерал» Ю. В. Шураковой интересное сообщение. Цитирую: «Завершение работ по созданию северной части намывных территорий может привести к еще большему поднятию уровней грунтовых вод, так как со временем произойдет уплотнение — консолидация песчаных грунтов, слагающих намыв».
И далее: «В естественных условиях разгрузка грунтовых вод (до намыва) происходила в Финский залив, береговая линия которого размещалась на расстоянии около 300-350 метров от дома 25 корпус 1 по Морской набережной. После начала работ по сооружению намыва береговая линия стала располагаться на расстоянии 1300 метров. Кроме того, в прилегающей к берегу залива зоне создан террикон намытого грунта. Увеличение максимальной высоты создает избыточную нагрузку и может привести к подвижкам грунта и обрушению возведенных конструкций».
Подобные явления уже происходят в нескольких местах на Морской набережной, где грунтовые воды подтапливают подвалы и выходят на поверхность. За последний год можно было неоднократно наблюдать провалы грунта, скопление воды, которое откачивал водоканал. А недавно на территории стройки Северного намыва самосвал провалился в песчаную яму...
По заключению «Центра экологического мониторинга», «строительство зданий и сооружений, а тем более отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в сторону увеличения высоты сооружений, в соответствии с законодательством РФ, недопустимо». То есть чиновники подтверждают то, о чем «Труд» и другие СМИ писали уже неоднократно: у застройщика, который занимается намывом в Финском заливе, нет разрешений на создание искусственного земельного участка. Нет документов, свидетельствующих о безопасности возводимых гидротехнических сооружений. Никакого госнадзора за стройкой не ведется, поскольку это сооружение, по мнению чиновников, не считается капитальным строительством.
P.S. Сказка про белого бычка продолжается, но Смольный, похоже, начинает прозревать. В принятом на днях в первом чтении законе о Генплане развития Петербурга до 2040 года говорится, что новых намывов в акватории Невской губы не будет. Однако в воздухе повис другой вопрос: а с уже существующим намывом, где живут десятки тысяч людей, что делать?