Зачем у нас устанавливают монументы таким одиозным деятелям?
В Петербурге поставлен памятник одному из авторов пасквиля, послужившего причиной смертельной дуэли Александра Пушкина. В принципе это все, что нужно знать о монументе, увековечившем образ лицемерного интригана николаевской эпохи. Хотя есть и некоторые другие подробности.
Нельзя сказать, что личность графа Уварова неизвестна читающей публике. Все-таки Пушкина у нас в стране издают регулярно, и подноготная «Лукулла» и «Дундука» всем понятна. А вот зачем установщики монумента одиозному чиновнику царских времен сами поместили себя в контекст пушкинских эпиграмм — большой вопрос. Так вляпаться в историю надо суметь.
Отныне они — а это такие высокопоставленные персоны, как председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, губернатор Петербурга Александр Беглов, ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев и министр просвещения РФ Сергей Кравцов, — останутся в том смешном телекадре, где они все вместе на Университетской набережной вымучивают что-то хвалебное в адрес бронзового «графа Уварова», как написано на постаменте. И ведь все это по собственной инициативе, никто не принуждал. Вдруг превратились в ту самую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.
Впрочем, Владимиру Мединскому в этом положении в Петербурге быть не впервой, давно ли пришлось втихую снимать мемориальную доску Маннергейму, которую он тоже с большой помпой устанавливал и отстаивал от возмущенных сограждан. Почему-то тот скандальный урок не пошел ему впрок.
Дальше, следуя этой логике, нужно устанавливать памятник чете Нессельроде, Геккерну, Дантесу... А что? У каждого из них можно при желании найти немало достоинств. К примеру, Дантес вон даже канализацию в своем городе провел — чем не повод вознестись на пьедестале? Не говоря уже о Геккерне, очень умелом дипломате на службе у разных правительств и правителей. Это, напомню, те, кого еще при жизни называли камарильей, кто напрямую причастен к смерти Пушкина. А Карл Нессельроде, за 40 лет пребывания на высших российских административных постах так и не научившийся говорить по-русски, причастен еще и к смерти Грибоедова.
О ком сказано: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!» и «вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь». Это напрямую относится и к господину Уварову, чей помпезный памятник теперь уродует созданное когда-то гениальным Доменико Трезини великолепное пространство, закрывая фасад здания Двенадцати коллегий. Нынешние ректоры, видимо, не в состоянии понять, что на фоне такого здания университета никакие памятники не нужны. Нет, они упорно водружают туда, в охранную зону, то нелепого «Гения», а теперь вот до Уварова дело дошло. Понятно, сделано это в расчете на массовое невежество, но почему форменное мракобесие поддерживает ректор университета? Владимир Мединский тоже постоянно утверждает, что занимается просветительством. Тогда вопрос, который неизменно остается без ответа: почему же нынешние просветители на стороне «затемнителей» прошлых веков?
Тот же император, к которому с таким подобострастием ныне относятся, не додумался до столь символичного жеста. Похоже, все-таки Николай I, будучи олицетворением своего времени, был умнее и дальновиднее нынешних государственных чиновников. Например, царь разрешил к постановке «Ревизора», покаянно заявив, что, дескать, да, всем нам досталось, а мне больше всех, но Гоголю пальцем не погрозил, наоборот, приличное содержание назначил. Да и Уварова не слишком ценил, отправил в отставку в 1849 году, напоследок повелев тому «повиноваться и рассуждения свои держать про себя», в качестве утешения возведя Сергея Семеновича в графское достоинство.
Тот был полезным исполнителем, согласимся и с этим. Вошел в историю как автор циркуляра: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с высочайшим намерением августейшего монарха, совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». Но никакой университет злейший враг Пушкина не создавал, бросьте ваши враки! Как чиновник при должности (в ведомстве тестя, министра народного просвещения графа А.К. Разумовского, назначенный попечителем Санкт-Петербургского учебного округа) Сергей Уваров участвовал в реорганизации педагогического института, в результате которой был воссоздан Санкт-Петербургский университет, — и только.
Но в известном смысле нынешние «просветители» не ошиблись. Уваров с его лицемерно декларируемой триадой также диктовал двойные стандарты, внушая царю мысль, «что он, Николай, творец образования, основанного на новых началах: православие, самодержавие, народность; православие — будучи безбожником, самодержавие — будучи либералом, народность — не прочитав в свою жизнь ни одной русской книги. Не было ни одной низости, которой он не был в состоянии сделать». Такую емкую характеристику Уварову дал его современник историк С.М. Соловьев.
Сам Пушкин в течение многих лет знакомства старательно избегал предлагаемой Уваровым дружбы. Видимо, не нравился ему этот мстительный мелочный человек, жадный до казенных даров, влиятельный чиновник, отравивший великому поэту последние годы жизни и творчества. Даже после гибели Пушкина Уваров преследовал его злейшей цензурой.
«В публике очень бранят моего Пугачева, а что хуже — не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге как о возмутительном сочинении. Его клеврет Дондуков (дурак и бардаш) преследует меня своим цензурным комитетом. Он не соглашается, чтоб я печатал свои сочинения с одного согласия государя. Царь любит, да псарь не любит» — так отзывался о нем Пушкин в 1835 году. Представить, что в Петербурге поставят памятник «псарю», не мог даже Александр Сергеевич. Не хватило воображения.
Вот в какое фантастическое время нам выпало жить! «Так вот когда мы вздумали родиться»... Нисколько не сомневаюсь, что карикатурный этот памятник — а чего большего Уваров заслуживает — непременно будет снесен. На Университетской набережной, на виду у Медного всадника не должно, не может быть такого монументального убожества, каким поразил нас в очередной раз скульптор Салават Щербаков.
P.S. Но особенно удивили все-таки власти, которые на фоне запрещенного в России движения ЛГБТ умудряются ставить памятник чиновнику-гомосексуалисту. Суд в Петербурге оштрафовал телекомпанию за демонстрацию клипа Сергея Лазарева «Так красиво», вышедшего в 2017 году. Наказание, больше похожее как раз на пропаганду — ибо публике прямо указали на этот забытый видеоролик, — последовало, как отмечают в суде, за фрагмент, «где взаимодействуют кисти рук двух однополых людей». А тут не фрагмент, тут целое уродливое сооружение из бронзы у входа в университет.