Сегодня возобновляется выставка фотографий, обгаженная и закрытая «Офицерами России» год назад
Ничто так не интригует публику, как скандал. Организаторы выставки американского фотографа Джока Стерджеса вправе называть ее знаменитой, приглашая зрителей на повторное открытие экспозиции. Напомню: в сентябре прошлого года столичному Центру фотографии имени братьев Люмьер пришлось экстренно закрыть выставку из-за разгоревшихся вокруг нее страстей. Ведь там, о ужас, были снимки юных нудистов!
Атаку на экспонаты с обнаженной натурой тогда возглавила прославленный сенатор Елена Мизулина, усмотревшая в художественных снимках пропаганду педофилии и детской порнографии. Ей вторила и Анна Кузнецова, облеченная полномочиями детского омбудсмена всея Руси. А бойцами, вставшими на защиту отечества от скверны, стали некие «Офицеры России»: они заблокировали зал снаружи, в то время как активист другой организации, SERB, поливал крамольные фотографии мочой...
Полагаю, борцы, вместе или поодиночке, не совершали экскурсий ни в Пушкинский музей, ни в Эрмитаж, ни тем более во вражеские Лувр или галереи Ватикана. Ведь там они могли бы куда в больших, прямо-таки угрожающих здоровью дозах увидеть живописные и скульптурные изображения обнаженных обоих полов, созданные в разные эпохи — не только в чопорный XIX или раскрепощенный XX век, но и в более богобоязненные Ренессанс и Новое время, уж не говорю про Античность. Жанр ню ведь возник не в наши дни — в таком, простите, бесстыжем виде древние изображали богов!
А впрочем, как знать, возможно, в наших музеях вправду скоро запретят показывать произведения в жанре ню — помните, какое возмущение вызвала «у общественности» выставленная на улице Петербурга копия «Давида» Микеланджело, мирового шедевра на все времена? Хотя есть, есть робкая надежда на благоразумие. Ее дарит известие об открывшейся выставке Стерджеса с симптоматичным названием «Без смущения»: она к нам вернулась не спонтанно, а после серьезной и пристрастной проверки со стороны Следственного комитета. Организаторы сообщили журналистам: «Следствие по обвинению в демонстрации детской порнографии длилось почти год и завершилось совсем недавно. Судебные эксперты признали полное отсутствие признаков преступления и высокий художественный уровень работ, представленных на выставке».
Вроде бы победа? Однако ничего не слышно о наказании тех, кто сорвал выставку и нанес ущерб галерее. Как и тех, кто повредил работы Вадима Сидура в столичном Манеже, входящие в Музейный фонд РФ, а значит, признанные художественным достоянием всей страны. Штраф, который присудили вандалу Дмитрию Энтео, смехотворен и не может покрыть даже частично расходы на реставрацию. А впрочем, кто такой Сидур? Хоть и участник Великой Отечественной войны, но ведь покойный был модернистом, а ненависть к современному искусству в наши дни возведена в ранг добродетели.
Теперь с нетерпением ждем скандально отмененной летом и перенесенной на декабрь (завтра и послезавтра в Большом театре) премьеры балета «Нуреев» хореографа Посохова, композитора Демуцкого и режиссера Серебренникова и гадаем, остались ли в постановке кадры фотохроники с обнаженными звездами балета и сценические костюмы, имитирующие наготу? Которая, повторюсь, далеко не всегда бесстыдство, а может быть и гимном красоте тела, и манифестом хрупкости и беззащитности человека:
«Нуреев» в Большом, вполне вероятно, пройдет без сучка без задоринки, а самозваные «офицеры» и прочие блюстители нравственности на какой-то срок найдут своей моче другое применение. Что-то мне подсказывает: в ближайшее время обойдемся без эксцессов. Вполне вероятно, что мудрые силовики из СКР, «оправдавшие» Стерджеса, и негласные цензоры из Минкульта, патронирующие Большой, приняли сигнал: подождите, сейчас не время «раскачивать лодку». Есть битвы куда актуальнее.
А вот что будет дальше? Куда заведет архаизация, охватившая страну, сто лет назад провозгласившую курс на создание самого передового общественного строя? И насколько связано с этим процессом падение престижа науки и образования, в силу чего на поверхность всплыли такие взгляды, от ханжеских до невежественных, которые в том же советском обществе, при всех его перекосах и дефицитах, люди постеснялись бы высказывать громогласно.
Обвинять в аморальности всех и вся, не стесняясь выворачивать грязное белье на государственных телеканалах, или кричать об опасности для наших детей — куда проще, чем водить детей в театр или музей, рассказывая им об особенностях христианской цивилизации с ее античными корнями. Или читать серьезные книги вместо просмотра по телевизору сериальных ток-шоу, скажем, про артиста Джигарханяна и его молодую жену... Но других рецептов у меня нет.