В России проблема задержек зарплат усугубляется тем, что оплата труда в стране в своем большинстве унизительно низка
Росстат сообщил: в начале декабря задолженность по зарплате в стране составила 3,5 млрд рублей. Это примерно по 50 рублей на каждого официально работающего. С точки зрения статистики — мизер. Но бедности «в среднем» не бывает: она всегда конкретна и унизительно тяжела.
В Ноябрьске (ЯНАО) водителям скорой зарплату еще не заплатили за октябрь. «Деньги выдают подачками, чтобы с голоду не померли», — говорит один из шоферов, отказавшийся назвать свое имя. Причина анонимности простая: «У нас один в прокуратуру пожаловался — ему такие условия создали, что пришлось уволиться...»
В Кургане в детской поликлинике после двухмесячной задержки докторам и младшему медперсоналу самые отчаянные тоже написали в прокуратуру. Жалобщиков вызвали на ковер, пригрозили: уволят тех, кто будет предавать ситуацию огласке.
В Хабаровском крае по зарплатным долгам вне конкуренции бывший «Дальспецстрой», ныне ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6»: здесь дошло до забастовок и голодовок рабочих, которым задолжали больше 250 млн рублей. В соседнем Приморском крае очередное уголовное дело возбуждено по факту невыплаты заработной платы в размере 127,2 млрд рублей строителям космодрома Восточный. Следом выстроились Амурская, Кемеровская, Мурманская, Астраханская области — это перечень по сведениям Роструда.
В Красноярск из Диксона на днях прилетели 40 вахтовиков компании «Таймыруголь» с заявлениями, что зарплату они ждут с мая. Лишь в конце ноября получили по 30 тысяч рублей, хотя должны были заплатить в 10 раз больше. С рабочими встретился и. о. руководителя ГСУ Следственного комитета РФ по краю Александр Расстрыгин, пообещал провести проверку. Но обещаниями сыт не будешь.
«Ситуацию нельзя сравнить с тем, что происходило в 90-е, — тогда люди буквально голодали, были вынуждены заниматься чем попало, торговать на трассах, — говорит заместитель директора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. — Однако происходящее сегодня тоже является тревожным сигналом. В ряде регионов ситуация заметно обостряется, потому что недовольство властью копится».
С ним согласен эксперт Института национальной стратегии политолог Раис Сулейманов: «Для региональных властей факты задержки зарплаты будут своеобразным маркером эффективности работы.
Если такой случай имеет место быть, то губернатор несет за это ответственность. Следовательно, он должен приложить все усилия, чтобы ситуацию исправить, иначе его ждет «утрата доверия» с последующей отставкой...»
Особое внимание к зарплатной теме во многом вызвано приближением президентских выборов. Если сложности в экономике в массовом сознании уже прочно связаны с санкциями, то задержки зарплаты на конкретном предприятии невозможно объяснить происками Запада. По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, в тех регионах, где задержки наблюдаются давно, протесты практически неизбежны. «Поэтому Кремль посылает сигнал региональным властям: работайте, активнее выбивайте долги! Если губернаторы не услышат главу государства, то им головы поснимают вместе с прической. Как это у нас называется, обязательно пришлют доктора...»
И ведь уже присылают! «Я соответствующие сигналы дам в прокуратуру, в Следственный комитет», — заявил президент Владимир Путин на совещании в конце октября. За 10 месяцев прокуроры выявили 5 тысяч нарушений, вынесли 300 представлений, а в суды отправили 2 тысячи исков на общую сумму 76 млн рублей. Параллельно возбудили 37 уголовных дел. К ответственности привлекли почти 500 работодателей, которых штрафуют, выносят предупреждения. А воз и ныне тем.
В правительстве уверяют, что держат ситуацию на контроле. На днях премьер поручил Минтруду, Минэкономразвития, Минфину, Минюсту при участии Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и Центробанка проработать зарплатные вопросы. Среди предложенных мер — персонификация ответственности за долги собственника предприятия, привлечение средств Резервного фонда в случае банкротства, принудительное списание денежных средств со счетов организации-должника, преимущественное право погашения долгов по зарплате перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов...
Меры радикальные. Смущает, однако, что о результатах премьер поручил доложить до 15 марта 2017 года. То есть за три дня до президентских выборов. Не поздновато ли?
Учтем, что тема массовых задержек зарплат поднималась еще в начале сентября на специальном совещании «Создание благоприятных условий для эффективного, производительного труда» с участием Дмитрия Медведева в Чите. Именно там впервые прозвучала цифра общей задолженности по зарплате: 3,5 млрд рублей. Три месяца прошло — без всяких перемен. Теперь назван новый трехмесячный срок. Спрашивается: для чего?
Кстати, тогда же премьер поручил министерствам проанализировать вопрос о введении «приоритета выплат по зарплате перед налоговыми платежами». То есть пусть работодатель сперва выплатит зарплату людям, а уже потом — налоги государству. Очень справедливая получится очередь. Однако ныне вновь поднимается тот же вопрос, хотя на него уже должен был появиться хоть какой-нибудь ответ...
Проблема зарплатных задержек усугубляется тем, что оплата труда в России в своем большинстве унизительно низка. Сравнительная статистика показывает, что среднестатистический российский работник за сопоставимый труд получает вдвое меньше, чем польский коллега. В Литве средняя зарплата в полтора раза выше, чем у нас. Даже в Туркменистане примерно на 30% выше — и это без учета натуральных льгот: новый президент Гурбангулы Бердымухамедов до 2030 года гарантировал гражданам для бытовых нужд бесплатный газ, электроэнергию, а также воду и соль.
В России именно из-за постыдно низких зарплат любая задержка получки превращается в проблему выживания для десятков тысяч семей. Хотя Трудовой кодекс предусматривает материальную ответственность работодателя перед работником за задержку заработной платы и других выплат. В соответствии со ст. 236 ТК при нарушении работодателем установленного срока, соответственно, выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с учетом набежавших процентов.
И если бы закон соблюдался на практике, зарплатные задержки перешли бы из разряда стихийных бедствий в терпимые неудобства. А для этого прежде всего нужно уравнять в правах на такую компенсацию государство и гражданина. Ибо сейчас с гражданина, случайно или нарочно просрочившего уплату своего личного налога (НДФЛ) в российскую казну, потребуют не только полного расчета, но также штрафа в размере до 40% от не выплаченной вовремя суммы, а также пени за каждый день просрочки, которые в итоге могут оказаться довольно чувствительными.
Но если подобная — зарплатная — просрочка допущена в отношении гражданина, никаких штрафных сумм ему не причитается. И пени начисляются вдвое меньше. Причем это лишь в теории, ибо на практике россиянам вообще не платится даже грошовая компенсация (хотя в законе она даже освобождена от налога на доход физического лица).
Здесь есть над чем поразмыслить и специалистам Минтруда, и депутатам Госдумы, активистам политических партий и Общероссийского народного фронта (ОНФ).