Начальник бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексей Мошков выступил с предложением ввести в социальных сетях паспортный режим, мягко определив его как «фейсконтроль». Об этом в четверг, 8 декабря сообщает Lenta.ru.
По словам полицейского чиновника, запрет анонимности в киберпространстве якобы поможет в борьбе с преступностью. «Зарегистрируйся под реальным именем, сообщи настоящий адрес – и общайся, – заявил Мошков. – Если ты честный, законопослушный человек, зачем прятаться?».
Также чиновник подчеркнул, что социальные сети нередко «несут в себе потенциальную угрозу устоям общества». Кроме того, именно через Интернет «экстремистские группы организуются, ведут агитацию и координируют свои акции».
Несмотря на то, что Мошков говорил о криминальной составляющей интернет-свободы, для большинства независимых обозревателей очевидно, что в первую очередь представитель полицейского руководства озабочен подавлением оппозиции, деятельность которой при необходимости всегда можно будет определить как «экстремизм, подрывающий устои общества». Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов в интервью «Интерфаксу» определил выступление Мошкова как «первую ласточку» в грядущем наступлении правоохранительных структур на свободу слова в Интернете.
Обозреватели также отмечают, что некомпетентность руководства силовых структур чаще всего сопровождается стремлением вводить ограничения и запреты. Ведомство, которое возглавляет Мошков, включает себя управление «К», призванное бороться с преступлениями в кибер-среде. Несмотря на широчайшие полномочия этой организации и немалое финансирование, Россия продолжает занимать одно из первых в мире мест по распространению детской порнографии, огромное количество которой почти открыто хранится на файлообменных ресурсах. В Рунете десятилетиями действуют сайты, пропагандирующие северокавказский сепаратизм, а миллионы пользователей устанавливают на свои компьютеры сетевые игры, создающие ботнеты, подчиненные зарубежным хакерам. Совсем недавно управление «К» оказалось бессильно перед распространением сайтов Сергея Мавроди, пропагандировавших построение очередной финансовой пирамиды. Подчиненные Мошкова так и не смогли выполнить распоряжение прокуратуры, требовавшей пресечь доступ к этим ресурсам.
В целом, отмечают эксперты, решение всех этих задач никак не связано с ущемлением социальных сетей.