«Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?» — вспоминается цитата из комедии Гайдая, когда речь заходит о стройке. Оказалось, сегодня стройка — это автоматизированное, слаженное предприятие со своим уставом и строгими правилами, где за пьянство увольняют, а тунеядцы и хулиганы — невостребованные кадры на рынке труда.
«Рабочий день начинается в восемь, собираемся, определяем план работ на сегодня, напоминаем про технику безопасности. Для прорабов день начинается в семь, принимают ночную смену», — рассказал нам председатель правкома Валентин Алисейко.
Чуть позже мы узнали, что рабочий день на стройке не заканчивается: дневная смена сменяет ночную, и работа продолжается, все отлажено с точностью часового механизма.
Приезжает машина с бетонными блоками, стропальщики цепляют специальные крюки к крану, и огромные конструкции поднимают на высоту. Там их уже встречают монтажники. В это время на нижних этажах работы ведут штукатуры, плотники и электромонтеры. В день стройка принимает около 25 рейсов, за сутки дом становится выше на этаж.
Опозданий здесь не терпят. Машина задержалась на 40 минут — простой.
«За 40 лет привык к четкому распорядку, — говорит бригадир Николай Ахромушкин. — Даже когда жена с дачи на полчаса дольше собирается, нервничать начинаю».
«Не страшно работать на такой высоте?» — «Человек ко всему привыкает! — радостно встречают нас на строящемся
Профессия монтажника считается одной из самых опасных на строительной площадке. Мало того что работают монтажники на высоте — им еще приходится мириться с любыми погодными условиями. Обращаться со сваркой в дождь, например, не только неудобно, но еще и опасно — бьет током. Для непогоды есть специальные сапоги и перчатки, которые постоянно меняют: они должны оставаться сухими.
По словам работников, несчастные случаи тут редкость, но производственной считается травма, полученная не только на самой стройке, но и в течение 1,5 часа до и после работы, то есть во время дороги. Так, недавно один из сотрудников неосторожно наступил на ступеньку эскалатора в метро по дороге на работу, результат — перелом, травма приравнена к производственной.
Прямо под нами стучат молотки, чувствуется запах штукатурки, ведутся внутренние работы. Пока мы осматриваемся, двое мужчин стеклят балкон, другой монтирует окно. Рядом несколько женщин ловко орудуют шпателями.
«Каково женщине на стройке?» — спрашиваем штукатура Валентину Дмитриеву.
«Хорошо, я много лет здесь работаю, с коллективом дружим, вместе работаем, часто вместе отдыхаем, многие даже живут рядом», — отвечает женщина.
Несмотря на пыль, на стройке нет ощущения грязи. Никакого мусора и огромных черных пакетов, ничего лишнего. Здесь, как и снаружи, на всех униформа, касок нет, но головы прикрыты.
Заходим в подвал. Вокруг лежат трубы, дюбели и провода. Нас уводят подальше от сварки, смотреть на нее небезопасно, можно «поймать зайчика» — вспышки в глазах, а если засмотреться, то и ожог. Бывалые сварщики делятся секретами: «Надо прикладывать кружочки картошки и промывать чаем». Медпункта на
Бригадир сварщиков Юрий Авдеев за час до нашего прихода получил медаль, теперь он почетный строитель России. «Я здесь работаю с