Об этом сообщил председатель профсоюзного комитета Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Игорь Кузьмин. По словам Кузьмина, авиадиспетчеры решили уволиться после того, как руководство предприятия «Домодедово аэропорт Хэндлинг» внесло изменения в структуру должностей. При этом диспетчерам руления было предложено по собственному желанию перейти на должность диспетчеров по обслуживанию наземного движения. Тех, кто не согласился подписать это заявление, лишали причитающейся им премии, а она составляет 70% ежемесячного дохода.
Смена статуса — далеко не косметическое изменение. Диспетчеры по обслуживанию наземного движения формально, по закону не считаются диспетчерами. Им не полагается дополнительный отпуск, бесплатный проезд до места отпуска, льготное питание. К тому же смена статуса позволит компании на законном основании не обеспечивать должные условия труда, хотя они, по словам лидера профсоюза, и сейчас не соблюдаются. «По нормативам диспетчер руления должен видеть весь перрон, — рассказывает Игорь Кузьмин. — Сейчас в зоне обзора в лучшем случае 40%».
В знак протеста против этих изменений диспетчеры подали заявления об увольнении. Тогда компания «Истлайн», управляющая аэропортом Домодедово, стала угрожать диспетчерам, говорит Кузьмин. Руководство обещало обзвонить все аэропорты с рекомендацией не принимать на работу бунтарей. Три человека не выдержали давления и забрали заявления об увольнении.
Руководитель
Смена должности диспетчеров позволит работодателю снизить требования к качеству подготовки персонала и, соответственно, снизить зарплаты.
Диспетчером по рулению сейчас может стать только специалист с лицензией и российским паспортом, диспетчером по обслуживанию наземного движения — кто угодно. Уже сейчас на этой должности работают два белоруса и несколько бывших штурманов без опыта. Все они не имеют российской лицензии диспетчера. «Но Домодедово принимает правительственные борты. Ещё немного, и их будут обслуживать люди без права заниматься этой деятельностью», — сетует Игорь Кузьмин.
«Подобная ситуация возможна только среди диспетчеров руления в Домодедово», — комментирует президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. Нахождение диспетчеров в штате аэропорта, объясняет он, помогает «Истлайну» устанавливать дополнительные авиасборы с бортов. Все остальные диспетчеры находятся в ведении Госкорпорации по организации воздушного движения, где перевода на другие должности нет.
Члены профсоюза требуют от Домодедово передать функции управления воздушными судами Госкорпорации по организации воздушного движения. Как рассказал «Труду» помощник генерального директора по связям с общественностью Госкорпорации по ОрВД Андрей Прянишников, «они хотели бы работать с нами, но, на мой взгляд, в разных профсоюзах есть лидеры, которые пытаются имитировать
Глава профкома Игорь Кузьмин лишился своей работы ещё в октябре, как он считает, под надуманным предлогом.
В разгар рабочего процесса он руководил действиями 10 бортов. Для диспетчера это стрессовая ситуация, потому что «рулить» даже тремя самолетами уже проблематично. «В таких тяжелых условиях, если нет иностранных бортов, я предпочитаю общаться на русском языке», — говорит Игорь, — так комфортнее и мне, и большинству пилотов — многим из них уже за 45 лет».
Формального запрета на русский язык нет, но в авиасреде в качестве основного принят английский. Руководитель посчитал это нарушением требований, Игорь Кузьмин был уволен. 22 декабря состоится суд. Диспетчер требует восстановления на работе.
Диспетчеры устраивают не первую акцию протеста. Формального права на забастовки у них нет, но это не мешает им выражать свое недовольство.
Когда в 2002 году они объявили голодовку, на один день остановилось сообщение в 40 аэропортах страны. Минтранс тогда вынужден был пойти на уступки и повысил зарплату на 30%.
Источник: данные Федерального профсоюза авиадиспетчеров