Копию "Британии", которая была построена в 1893 году для Эдуарда, сына английской королевы Виктории, в начале 90-х годов прошлого века заказал Соломбальской судоверфи норвежский миллионер Сигурд Коатес. Чертежей у него не было. Норвежец привез архангельским корабелам лишь фотографии и рисунки "Британии", длина которой составляла 37 метров. Однако соломбальским мастерам хватило и этого.
Собирали новую яхту из того же испанского тика, из которого был сделан оригинал. Палубные надстройки пришлось делать из красного дерева, а мачту - из сосны. Мастер Соломбальской судоверфи Егор Ватлецов рассказал "Труду", что обработкой бортов руководили британские специалисты. Чтобы борта парусника обрели свой нынешний блестящий вид, бригада из шести человек вручную шлифовала их три года.
Внутри высокие, совсем не корабельные потолки, просторные каюты - всего на 16 человек, душ, ванна, туалет при каждой каюте. Шикарные элементы отделки: дверные ручки, краны... Стоимость постройки судна держится в тайне. Но точно известно, что работа чрезвычайно дорогая. Соломбальцы лишь признаются, что сделать яхту в Архангельске на порядок дешевле, чем где-либо в Европе, а качество, возможно, даже выше.
Новая "Британия" была почти готова к плаванию, когда на верфи разразился скандал. Недавно верфь получила новых владельцев. И те решили, что их предшественники продешевили и с норвежца содрали маловато. Несмотря на то, что акт приемки-передачи судна уже был подписан и оно зарегистрировано в иностранной юрисдикции, "Британию" законному владельцу решили не отдавать. Мотивация: мол, ее строительство обошлось дороже. Надо бы доплатить несколько миллионов долларов.
Норвежскому миллионеру ничего не оставалось, как обратиться в Арбитражный суд Архангельской области. На днях тот принял решение: яхта "Британия" является собственностью Сигурда Коатеса. Соломбальская судоверфь обязана дооснастить яхту, спустить ее на воду до 1 июня 2008 года и вернуть владельцу.
У ЭТОЙ ЯХТЫ ЯРКАЯ, НО ТРУДНАЯ СУДЬБА
"Британию" считают одной из самых знаменитых гоночных яхт в истории. Достаточно сказать, что она одержала победу в 60 гонках из 91 в течение своих двух первых сезонов. Ее построили для наследника английского престола принца Эдуарда в 1893 году. Длина судна составляла 121 фут (37 м). Мачта из лиственницы возвышалась на 164 фута (50 м) над палубой. Над дизайном корабля работал Дж. Л. Ватсон. Яхта была спущена на воду на верфи D. & W. Henderson Yard on the Clyde.
Любопытно, что в 1897 году после того, как "Британия" выиграла Кубок Челенджера у яхты Meteor, принадлежавшей канцлеру Германии, она была продана в частные руки и использовалась в качестве круизного судна. Однако в 1902 году "Британия" вернулась к своему прежнему хозяину - Эдуарду, ставшему уже королем, и служила тому верой и правдой вплоть до его смерти в 1910 году.
Последним владельцем "Британии" оказался король Георг V: именно по его предсмертной воле 9 июля 1936 года яхта была затоплена в море.
В 1990-е серьезно обсуждался проект подъема судна, который, кстати, поддержал принц Чарльз, со дна моря. Была даже составлена смета - 10 млн. фунтов стерлингов. Но проект так и не был осуществлен.