ЭКОНОМИЯ НА БЕЖЕНЦАХ

В Саратовской области в этом году суды дважды выносили решения в пользу вынужденных переселенцев, требовавших увеличить им пенсии. Однако чиновники Пенсионного фонда не спешат исполнять судебные решения.

Александр Иванович и Наталья Алексеевна Середины приехали из Грозного в августе 1995 года. Считают, что им повезло - оба остались живы. Но в их квартире были выбиты стекла, стены изуродованы пулями и осколками. Ни света, ни воды, ни газа. Как жить в постоянном страхе?
Середины перебрались в Саратовскую область. За потерянную квартиру в центре Грозного со временем получили компенсацию - 118 тысяч рублей. Как раз столько стоит дом в отдаленной поволжской деревне. Самое обидное: Наталье Алексеевне, у которой 27 лет трудового стажа, в Саратове назначили мизерную пенсию - 703 рубля. Дело в том, что завод "Красный молот", где она последние 12 лет работала инженером 1-й категории, был разрушен в первые месяцы войны. Архивы предприятия сгорели. Наталье Алексеевне оформили дубликат трудовой книжки, а справку о зарплате, которую требуют при расчете пенсии, она не смогла получить.
- Пенсионным законодательством учитывается утрата документов в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий: наводнения, оползня, а вот боевые действия в числе причин не указаны, - говорит председатель правления общественного "Комитета помощи вынужденным переселенцам из Чечни" Галина Лайне. - Тем не менее удалось отыскать распоряжение руководства Пенсионного фонда, сделанное еще в 1995 году. Тут есть разъяснение, что тем, у кого документы не сохранились "в связи с боевыми действиями в Чеченской республике", можно начислять пенсию исходя из среднего заработка в отрасли за это время.
Но в саратовском отделении Пенсионного фонда это распоряжение толкуют по-своему: мол, в документе речь идет лишь о тех, кто проживает в Чечне, да и вообще он устарел. Районный суд, куда в конце концов обратилась Середина, эти доводы отверг и вынес решение в пользу пенсионерки. Саратовские чиновники попытались обжаловать его в кассационной инстанции областного суда, но безуспешно. Раньше такую же судебную процедуру уже прошла другая беженка из Чечни - Елена Петровна Дудина. Она требовала при начислении пенсии учитывать ее трудовой стаж в Октябрьском управлении буровых работ "Грознефти" и на том же заводе "Красный молот". И тоже выиграла.
Но районное отделение Пенсионного фонда не спешит проводить перерасчет пенсий обеим женщинам. Наоборот - чиновники потребовали отсрочить исполнение уже вступивших в законную силу решений. "Судебное разбирательство не завершено, - уверяет управляющий отделением Пенсионного фонда Николай Семенец. - Мы действуем в соответствии с рекомендациями правового департамента Пенсионного фонда РФ.
Похоже, чиновники опасаются, что, выполнив это судебное решение, придется пересчитывать пенсии сотням других людей. Тем более что комитет помощи вынужденным переселенцам уже готовит аналогичные иски еще для четырех пенсионеров. Разве их вина, что от предприятий, где они трудились десятки лет, остались одни руины?