НЕВЕРОЯТНОЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ СЕЧЕНИЕ

65 лет назад первый образец знаменитой военной машины сошел с конвейера Харьковского завода имени Коминтерна. А в подмосковной деревне Шолохово, что в 17 км от МКАД по Дмитровскому шоссе, уже три года действует музейный комплекс "История танка Т-34". Мы беседуем с основательницей этого музея поэтессой, автором романов "Кремлевские жены", "Кремлевские дети", профессором Ноттингемского университета Ларисой ВАСИЛЬЕВОЙ.

- Лариса Николаевна, почему вы взялись за столь, казалось бы, прозаическое дело?
- Когда в 1976 году умирал мой отец Николай Кучеренко, один из создателей танка Т-34, я пообещала, что напишу о нем книгу. "Писать нужно про нас всех, - возразил он, имея в виду всех танкостроителей, которые трудились над "тридцатьчетверками". - Но что ты можешь знать?!" Я пообещала, что буду знать все. И через несколько лет выпустила роман "Книга об отце", где в предисловии оговаривала, что в основе повествования лежит история танка Т-34. Поскольку в то время эта тема все еще была закрытой, то в тексте присутствовало много чисто литературного вымысла. И это я тоже оговорила. Но, видимо, в книге был сильный, внушавший доверие посыл, и я стала получать письма с уточняющими рассказами бывших танкостроителей и сотни бандеролей с вещами, чертежами и другими документами.
Все это я показала великому музейщику Семену Степановичу Гейченко, который поднимал из руин пушкинское Михайловское. "Лепи музей, - пришел он в восторг от увиденного. - Если не ты, то кто же?" Все экспонаты я разместила в 16-метровой комнате у себя на подмосковной даче, где на стенах не осталось ни одного живого места, все было изрешечено гвоздями. Эта бесплатная экспозиция моего частного музея открылась 2 мая 1985 года. Народу приходило много, знакомые рассказывали знакомым. Только на открытии было человек 500. Не выдержав такой нагрузки, в доме провалился пол.
- А власти проявляли интерес к вашему начинанию?
- Поначалу нет. Многие годы меня донимали только разные зарубежные коллекционеры с предложениями купить весь музей чуть ли не за любые деньги. Но мне страшно было даже представить, что бы об этом сказал мой батя...
Осенью 2000 года идею строительства большого двухэтажного музейного здания поддержало руководство близлежащего города Лобня. Первый взнос был от правительства Москвы, потом присоединилось руководство Подмосковья. Место выбрали не случайно. Здесь у перекрестка двух дорог 6 декабря 1941 года в контрнаступление пошел первый батальон "тридцатьчетверок" на Лобню и Красную Поляну, где уже были немцы, которые рвались занять канал Москва-Волга, чтобы отрезать город от воды.
- В Советском Союзе было выпущено много разных моделей танков. Почему именно к Т-34 такой пристальный интерес?
- Действительно, больше нигде в мире нет музея, посвященного одной-единственной военной машине. Но какой машине?! Вот изданное восемь лет назад в Европе энциклопедическое издание "Невероятные перекрестные сечения", где рассказано о 18 величайших творениях рук человеческих всех времен и народов. Средневековый замок, театр Ковент-Гарден, океанский лайнер, космический корабль "шатл"... Нашу страну здесь представляет одна-единственная вещь - танк Т-34.
Мы в музее храним воспоминания об этой машине великих полководцев и политиков. Например, когда у Черчилля спросили, какое оружие второй мировой войны тот считает лучшим, он ответил, что таких три: английская линейная пушка, немецкий самолет "мессершмитт" и русский танк Т-34. "Но если я понимаю, как сделаны первых два, - добавил он, - то, убей меня Бог, не могу понять, как можно было сотворить такое чудо, как танк Т-34. О существовании "тридцатьчетверок" Гитлер узнал на третий день войны и приказал победно шедшим по летним дорогам на Москву войскам Гудериана отвернуть на юг. К счастью, танковое КБ Харьковского завода имени Коминтерна успели эвакуировать на Урал. Когда Гудериан, родоначальник блицкрига (молниеносной войны), снова повернул на Москву, время было упущено. На дворе стоял октябрь, и подступы к столице были изрядно укреплены.
Кстати, среди наших экспонатов есть подлинная деревянная трость Гудериана, на которой вырезана змея и названия взятых им городов. Однако триумф "танкиста N1 вермахта" продолжался недолго. Его, казалось бы, непобедимая армада в 550 танков была остановлена 48 "тридцатьчетверками" маршала Михаила Ефимовича Катукова. Об этом удивительном советском военачальнике у нас собрано много материалов, а его вдова Екатерина Сергеевна, прошедшая с мужем всю войну, сейчас председатель Совета музея.
Стенд "Три танкиста, три веселых друга" рассказывает о рядовых героях. Танкист Сергей Орлов, автор знаменитых строк "Его зарыли в шар земной", был настолько влюблен в "тридцатьчетверку", что из его "танковых" стихов составилась бы книга. Леонид Карцев на Т-34 прошел всю войну, в мирное время окончил Бронетанковую академию и стал генеральным конструктором. А вот первоклассный танкист Дмитрий Кабанов был расстрелян немцами вместе с другими ранеными военнопленными в самом конце войны...
- Министерство обороны России вам помогает?
- Очень. Главное автобронетанковое управление этого министерства украсило уличную экспозицию нашего музея настоящим танковым парком. Основу музея составляют экспонаты, призванные приподнять завесу тайны над судьбами создателей Т-34, конструкторов и танкостроителей, которые всю жизнь были засекречены. Вот личные вещи Афанасия Осиповича Фирсова, талантливого инженера, дизелиста, который в свое время много лет проработал на военных заводах в Германии. Этот человек стал настоящим учителем для всей команды. Он дал им школу, которую больше никто в России не мог дать.
А эти профсоюзный билет и личный пропуск в Кремль - все, что осталось от генерального конструктора Михаила Ильича Кошкина, великого организатора, без которого Т-34 не смог бы появиться так быстро. Даже могила его не сохранилась, гитлеровцы разбомбили харьковское кладбище, где был похоронен конструктор. А в 1937 году, когда Кошкин только пришел на завод, он сумел консолидировать вокруг себя коллектив и доказать Сталину, что гусеничный вариант танка намного выигрышней колесного.
Вот патефон, купленный молодыми конструкторами в складчину. На рассвете, когда "голова уже не варила", под его музыку устраивали танцы на заводском дворе. И сколько семейных пар сложилось под те звуки... А этим ключом закрывался вагон с секретными чертежами в эшелоне, эвакуировавшем завод на Урал. Именно в этот, единственный пульмановский вагон мой отец, начальник эшелона, в нарушение всех инструкций приказал перевести из теплушек всех заболевших в дороге детей.
На этом стенде - ваша газета "Труд" от 12 апреля 1942 года, рассказавшая о подвигах танкостроителей и поместившая список награжденных Сталинской премией. Под номером 10: М. И. Кошкин (посмертно), А. А. Морозов и Н. А. Кучеренко. Обидно, что прошедшее недавно 100-летие со дня рождения Александра Александровича Морозова почти не заметили в сегодняшней сутолоке. А ведь именно он после смерти Кошкина стал главным конструктором, и все модификации Т-34 военного времени были выпущены под его руководством. Этот удивительный человек пришел на завод 14-летним подростком и, начав учеником токаря, сделал головокружительную карьеру.
А вот такие записные книжечки были у каждого конструктора. Видите, тут цифирки и непонятные словечки. Специалисты говорят, что по каждой из них даже в наши дни можно диссертации защищать.
- ФСБ вас не обвиняла в разглашении военной тайны?
- Нет. Танк Т-34 снят с вооружения. Теперь страну защищают его "потомки": Т-54, Т-64, Т-72, Т-80. Мы были бы рады, если бы из ФСБ к нам обратились с предложением о помощи. Я знаю, что в их архивах есть много интересного про "тридцатьчетверку". Но пока мы обходились своими силами. Побывавшие здесь специалисты по танкостроению высоко оценивают экспозицию. Наш музей строился так же, как и создавался его герой танк Т-34 - всем миром. К сожалению, бюрократические проволочки не дают возможность определить наш статус, давно назрела необходимость расширения и строительства центра... У нас сейчас много проблем, но все равно мы счастливы. Потому что к нам едут и едут экскурсии, приходят ветераны, школьники, люди из разных стран. По пятницам и субботам заезжают свадьбы... В прошлом году здесь было 12 тысяч человек, а только за прошедшие весну и лето эта цифра уже перекрыта. И разве не радость сознавать, что народ хранит свою историческую память. Значит, не все еще потеряно.