Авторы «Труда» раскрывают историю картины из семейной коллекции
Многие годы в нашей квартире хранятся доставшиеся то ли от дедов, то ли от прадедов две картины в темно-бордовых с позолотой рамах. На одной пейзаж: уходящая мимо берез дорога, которая тянется до золотистого поля и дальней рощи. На другой красуются синие купола собора... Кто сотворил эти полотна, что за места на них запечатлены? Чтобы найти ответы, понадобилось путешествие в прошлое.
На картинах едва различима авторская подпись: «Князевъ». Выяснилось: да, был такой художник-пейзажист Алексей Николаевич Князев. Он родился в 1894 году в городе Нолинске, в тогдашней Вятской губернии, большую часть своей жизни провел в Вятке, позже переименованной в Киров. Князев занимался живописью до самой смерти в 1953 году. Несколько его полотен хранятся в Вятском художественном музее. Туда-то мы и отправились на встречу с главным хранителем музея Евгенией Сазановой.
Оказывается, в запасниках музея хранятся 20 картин Алексея Князева. Между прочим, созданный в 1909 году Вятский художественный кружок объединял около 100 мастеров живописи. Увидев фотографии хранящихся у нас картин, наша собеседница сразу же определила, что на одной из них изображен Успенский собор Трифонова монастыря. И рассказала, что несколько рисунков Князева принадлежат Евгению Комарову, учредителю и директору Музея вятского самовара. «Советую вам там побывать, а заодно и чайку там попьете», — напутствовала Евгения Геннадьевна.
Этот музей отражает образ жизни и быт купцов и мещан дореволюционной Вятки, непременным атрибутом которого, конечно же, являлся самовар. Вот и тут в отдельном помещении стоят столы, за которыми посетители музея могут отведать душистого чая из самовара. Угощал нас сам директор. Едва взглянув на снимки наших картин, он определил, откуда, с какой точки Князев изобразил на своем полотне Трифонов монастырь. И показал хранящиеся у него рисунки художника.
После чая из самовара отправляемся в Нолинск, где родился Алексей Князев. Старый, некогда купеческий город обязан былым экономическим благополучием прежде всего своему географическому расположению. Его основали на старинном тракте, соединявшем Казань с Хлыновом (первое название Вятки-Кирова). Процветание в прошлом, ныне Нолинск — райцентр, который может похвастаться разве что несколькими купеческими особняками да Успенским храмом XIX столетия, где некогда пел в церковном хоре выросший здесь артист Борис Чирков. Тот самый, что сыграл в советской киноклассике — в «Юности Максима» и в знаменитой ленте братьев Васильевых «Чапаев» (помните крестьянина, который жаловался Василию Ивановичу: «Белые пришли — грабют, красные пришли — тоже грабют; куда бедному крестьянину податься?»).
В Нолинске провел детские годы и Вячеслав Скрябин, будущий деятель, известный всем как Молотов. А чем нынче известен Нолинск? Разве что фабрикой игрушек «Вятский сувенир», выпускающей деревянные расписные матрешки. Увы, в местном музее не слышали о существовании художника Князева. Одолев туда и обратно три сотни километров, мы ни с чем возвратились в Киров.
Помня, что в Вятке Князев общался со многими художниками, в том числе с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, мы подались в деревню Рябово, где братья провели детские годы. Их отец, Михаил Васильевич Васнецов, потомственный приходский священник, приехал в Рябово в 1850-м с женой и двумя детьми. Здесь у него родились еще четверо сыновей. В отцовском доме, ныне превращенном в музей, хранятся несколько картин Виктора и Аполлинария. Обычно усадебные дома окружены парками, тенистыми аллеями, в Рябово же дом стоит среди заповедных лесов. Попадаешь в сказку, и сразу понятно, откуда это романтическое настроение, которым проникнуты картины обоих Васнецовых, в первую очередь Виктора, подарившего нам «Богатырей», «Витязя на распутье» и прочих с детства известных персонажей.
Однако и в Рябово на вопрос, известно ли что-нибудь о художнике Князеве, хранительница музея ответила коротко и емко, по-вятски: «Не на слуху». Впрочем, жалеть о потраченном времени мы точно не станем: где еще пройдешь по тропе, по которой хаживали герои васнецовских полотен. А тут Тропа сказок начинается у самого дома священника. А за ним широкое, не застроенное вездесущими коттеджами поле...
А знатока и ценителя творчества художника Князева нам все-таки удалось встретить. Знакомьтесь: искусствовед Татьяна Малышева. В свое время она подготовила выставку картин Алексея Князева. Татьяна Васильевна показала нам то самое место, где художник когда-то создавал полотно с видом Трифонова монастыря. За прошедшие десятилетия пейзаж вокруг обители изменился. Повсюду как грибы после дождя повырастали круглощекие особняки, попасть за ограду которых не представлялось возможным. Зато с проезжей части улицы удалось сделать несколько снимков, напоминающих изображенный на картине Князева храм. На память об этом путешествии в прошлое.
P.S. Уверены, читатель, что и у вас есть вещи, книги, фотографии, которые способны напомнить о былом. Было бы желание!