При поддержке «Роснефти» в Москве проходит выставка, посвященная художнице Любови Поповой
Поддержка проектов в области культуры является приоритетом для многих российских компаний, приверженных принципу высокой социальной ответственности бизнеса. Подобный подход четко демонстрирует осознание предприятиями того, что культурно обогащенная среда, предоставляющая возможности для творческой самореализации и развития граждан, повышает уровень счастья, содействует стабильности и благополучию. Кроме того, включая поддержку культурных проектов в собственные приоритеты, компании следуют лучшим международным стандартам и глобальным целям устойчивого развития ООН.
Значимые события и явления в культурной жизни нашей страны уже многие годы не обходятся без участия крупнейшей нефтяной компании страны — «Роснефти». Компания оказывает финансовую поддержку различным масштабным проектам, определяющим облик нашей Родины. В их числе не только всевозможные культурные мероприятия, но и множество проектов, направленных на развитие науки, образования и спорта.
Одним из ярких примеров знаковых проектов, запущенных при участии «Роснефти», стала экспозиция «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889-1924», стартовавшая в начале ноября в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Это первая в столице за 35 лет персональная выставка, посвященная одной из самых ярких и известных представительниц русского авангарда — Любови Поповой. Вплоть до конца февраля зрители могут увидеть более 280 живописных и графических произведений художницы, ее учителей и современников, эскизы тканей, сценографические работы, биографические документы и фотографии, многие из которых ранее не демонстрировались. Кроме «Роснефти» в подготовке проекта приняли участие более двух десятков музеев.
Соорганизатором выставочного проекта выступила Государственная Третьяковская галерея, предоставившая из своих фондов более 100 предметов, включая живопись, графику, архивные документы и рукописи. Всего в проекте приняли участие более 20 музеев, в том числе Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей и другие, а также частные собрания и фонды.
Любовь Попову относят к «амазонкам русского авангарда» — так представительниц этого направления в живописи именовал поэт-футурист Бенедикт Лившиц. Эти художницы демонстрировали новаторские подходы, наравне с мужчинами спорили об искусстве и разрабатывали собственные направления.
Любовь Попова активно участвовала в движении авангардистов, увлекалась супрематизмом, вдохновлялась кубизмом и конструктивизмом, создала собственный уникальный стиль и свое новое направление — живописную архитектонику. Она была не только живописцем, но и графиком, сценографом, дизайнером. Обменивалась идеями со знаменитыми художниками, такими как Казимир Малевич (была членом основанного им художественного общества «Супремус») и Александр Веснин (с ним вместе работала во ВХУТЕМАСе — Высших художественно-технических мастерских).
В конце XIX — начале XX века женщинам был закрыт путь в высшее художественное образование, Попова посещала частные художественные студии и школы в Москве. Она организовывала у себя дома «Еженедельные собрания по искусству» и вместе с Надеждой Удальцовой приняла активное участие в создании и финансировании общества «Супремус» под руководством Казимира Малевича. Попова стала соосновательницей группы обжективистов, а впоследствии перешла к идеям производственного искусства и конструктивизма.
Попова рано умерла, прожив всего 35 лет, но оставила яркий след в искусстве, прикоснуться к которому смогут посетители выставки.
Экспозиция разделена на семь залов, в которых представлены произведения живописи и графики самой Любови Поповой, ее учителей, единомышленников, современников — Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, Пабло Пикассо, А-ндре Дерена, Анри Ле Фоконье и др. Например, на выставке можно увидеть рядом настоящую скрипку Николо Амати, «Скрипку» Пикассо и «Скрипку» Поповой — и убедиться, что картина русской художницы, как считают эксперты, будет посильнее работы Пикассо.
«Нам хотелось сделать выставку для зрителя не просто холодной, отстраненной, абстрактной, представить Любовь Попову теплой, близкой. У нас экспозиция разделена цветом, есть белые залы, которые рассказывают о ней как о художнике, о ее творчестве, и есть теплые залы, коричневые, где рассказывается о ее личной жизни — о ее детстве, взрослении, о ее путешествиях», — рассказала исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская.
В экспозиции представлены произведения всех этапов и направлений творческого пути Любови Поповой. Например, зарисовки, сделанные во время путешествий по Российской империи, Италии и Франции. Любовь Попова несколько лет жила в Ялте, перед революцией регулярно посещала Европу: училась в Париже у знаменитых кубистов Жана Метценже и Анри Ле Фоконье, путешествовала по Италии, где брала частные уроки живописи. На выставке можно увидеть кубофутуристические работы Поповой, супрематические эксперименты, произведения цикла «Живописная архитектоника» — ее собственный вариант беспредметной живописи. А также конструктивистские работы серии «Пространственно-силовые построения», которыми завершается творческий путь Любови Поповой в живописи.
«В одной открытке, которую Попова отправила из Самарканда своему другу Александру Веснину, знаменитому архитектору, она писала, что ее восхищают пропорции самаркандской архитектуры. Ее это вдохновило. То есть она в живописи пытается воссоздать ту архитектонику, которую она увидела в мечетях. И даже этот вот бирюзовый цвет — это ведь на самом деле цвет изразцов Средней Азии», — поведал куратор выставки Андрей Сарабьянов.
С начала 1920-х художница участвовала в оформлении театральных постановок. На выставке можно увидеть, в частности, ее первые работы для сцены — эскизы к постановке «Ромео и Джульетта». Сотрудничество Поповой с Всеволодом Мейерхольдом привело к настоящей революции в сценографии. Для легендарного спектакля «Великодушный рогоносец» она разработала первую конструктивистскую сценическую установку, которой посвящен специальный мультимедийный проект в одном из залов. Театральное действо шло в зрительном зале, занавес и кулисы отсутствовали, декорации заменяла специальная машина. Конструктивистские новации вызвали неоднозначную реакцию публики, но впоследствии были признаны классикой и шедевром. В театральном разделе также можно увидеть последнюю работу художницы в театре в виде эскизов к спектаклю «Земля дыбом».
Много времени Попова уделяла преподавательской и теоретической деятельности. Вместе с Александром Весниным, Александром Родченко и Антоном Лавинским она разрабатывала проект и учебную программу своего факультета во ВХУТЕМАСе, несколько лет преподавала. Параллельно она работала в секции монументального искусства в Институте художественной культуры под руководством Василия Кандинского.
Материалы, связанные с семьей и друзьями, путешествиями, учебой и профессиональной деятельностью художницы, вынесены в отдельные пространства, позволяющие погрузиться в личную жизнь и биографию Любови Поповой. Посетители могут увидеть фотографии и биографические документы, многие из которых показаны впервые.
«Кураторы специальным образом располагали картины, чтобы наглядно воссоздать художественные рифмы эпохи. Творчество Любови Поповой не только органично вписывается в художественную концепцию музея, но и созвучно ему идейно. Она наполняла свои абстрактные работы легкостью, женственностью, воздушностью, тем самым меняя представление о самом искусстве авангарда. Ее сценографические опыты открыли новую главу в развитии театра и способствовали обогащению его художественных приемов, в том числе сделав шаг на пути к такому явлению, как иммерсивность. Выставка представляет интерес не только для широкой аудитории, но и для искусствоведов: многие материалы собраны нашими кураторами и музейными работниками в процессе работы над экспозицией», — рассказал генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода.
«Роснефть» активно поддерживает значимые культурные проекты и вносит вклад в развитие культурных связей между Россией и другими странами. Среди таких проектов — поддержка Хора Сретенского монастыря, Государственного Эрмитажа, проекта «Белый Пароход» и многое другое.
Хор Сретенского монастыря является одним из самых известных церковных хоровых коллективов России. Хор обладает уникальной исполнительской манерой, которая позволяет по-новому услышать и прочувствовать как духовную музыку, так и известные народные и популярные песни. Коллектив побывал уже более чем в 45 странах и выступал на самых знаменитых сценах. «Роснефть» оказывает поддержку Хору Сретенского монастыря с 2015 года. За это время музыкальный коллектив с большим успехом провел множество концертных туров, среди которых: «Роснефть. Великой Победе посвящается», «Несвятые святые», «Романовы», «Россия: время, вперед!», «Шедевры мировой культуры», «Жизнь».
Благодаря участию нефтяной компании в последние годы с большим успехом проведены выставки картин Томаса Гейнсборо и живописи эпохи Эдо в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, а также несколько масштабных экспозиций в Государственном Эрмитаже. В Эрмитаже при поддержке «Роснефти» проходили выставки «Пьеро делла Франческо. Монарх живописи», «Египтомания» и «Линия Рафаэля», была открыта постоянная экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья». В декабре 2023 года в музее открылась обновленная экспозиция «Культура и искусство Китая», которая работает в Главном музейном комплексе Эрмитажа. Уже открыты для посещения три зала, посвященные периоду эпохи Цин XVII-XIХ веков.
Также ранее при участии «Роснефти» в Москве проходили показы ледового представления Татьяны Навки «Вечера на хуторе» по мотивам произведений Н.В. Гоголя, а в прошлом месяце коллектив выступил в индийском Ахмадабаде с шоу «История любви Шахерезады». Спектакли на льду в Индии состоялись впервые.
В декабре 2023 года при поддержке «Роснефти» в Катаре прошли выступления артистов Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева с постановкой «Тысяча и одна ночь».