Великиe потрясения vs Великая Россия

Промежуток между Днем народного единства и годовщиной Октября ознаменовался громкой премьерой на историческую тему - сериалом «Столыпин»

Уходящая теленеделя по идеологической насыщенности выдалась та еще. Но вовсе не из-за американских выборов. Чтобы подчеркнуть наше к ним отношение, «ящик» в понедельник, 4 ноября, показал концерт Задорнова с его козырным «ну тупые!». Нет, мы про сугубо внутреннюю тематику, как раз и определившую контент федеральных каналов. Началось-то все с Дня народного единства и соответствующего ему эфира, а окончилось очередной годовщиной Октября. Она хоть давно и не красная дата календаря, но в памяти народа все еще остается таковой. А промежуток между праздниками ознаменовался громкой премьерой на историческую тему — сериалом «Столыпин».

Помимо вполне объяснимого поводом старого фильма «Минин и Пожарский», 4 ноября Первый канал показал еще и ленту «Союз Спасения» про декабристов. К народному единству она имеет непосредственное отношение. Ведь ее главный постулат таков: какими бы прекрасными идеями о судьбах Отечества вы ни руководствовались, но, если посягнули на основы государственности, дело ваше вредно, безнадежно и ведет только к невинным жертвам. Этот же постулат вполне применим и к премьере канала «Россия 1», в название которой вынесено имя одного из самых значимых политических деятелей XIX века Петра Столыпина.

Об этом человеке последние два десятка лет говорят много. Он занял сначала пост министра внутренних дел, зная, что двух его предшественников убили. Потом стал председателем Совета министров в стране, наполненной смутой и террором, и вынужден был противостоять не только чиновникам-ретроградам, но и Государственной думе, погрязшей в бессмысленной болтовне. Хорошо понимая тяжесть взятой на себя ответственности, Петр Аркадьевич начинает проводить судьбоносные реформы, становясь фигурой номер один в загибающейся Российской империи. Неслучайно авторы ни разу не показывают царя — тот присутствует лишь в редких упоминаниях.

Тем, кто хоть сколько-то интересуется историей, хорошо известны преобразования Столыпина и связанные с его персоной, как теперь бы сказали, мемы. В фильме все это есть: столыпинские вагоны, «галстуки» (петли виселиц) и военно-полевые суды. А также фундаментальные изречения, вроде «им нужны великие потрясения; нам нужна Великая Россия». Дань узнаваемости.

Превосходно сыгранный Александром Устюговым, премьер получился масштабным и разносторонним. Он и политик большой, и прекрасный муж, и отец. Вот только главный герой в сериале не он, другой человек. И искать его следует не в Зимнем или Таврическом дворце, а в интерьере конспиративной квартиры революционеров-бомбистов. Но и там он — не из числа реально существовавших фигур. Не такой, как лидер боевой ячейки брутальный декадент Соколов (Павел Попов), как дочка помещика-миллионщика Климова (Стася Милославская) или бывшая провинциальная училка Терентьева (Дарья Коныжева), а вымышленный персонаж — врач-недоучка Любомиров (Юрий Насонов).

Кстати, если уж идти по пути фактологии, сериал следовало бы назвать «История покушений на Петра Столыпина». Поскольку по хронометражу заговорщикам, их подготовке к терактам, их полемике о том, стоит ли светлое будущее того моря крови, что они проливают, уделено значительно больше времени, нежели заседаниям Госсовета и Думы вместе взятым. Как узнать маршрут передвижения намеченной жертвы, проникнуть в ее особняк, добыть взрывчатку, придумать способы маскировки и прочие этапы «большого пути» под лозунгом «Весь мир насилья мы разрушим!», показано зрителю в мельчайших подробностях. Так же как и быт, взаимоотношения и мелкие внутренние интриги в кругу заговорщиков. А намешано там много чего. От высокопарных речей и чтения авангардных стихов до мимолетных сексуальных связей, пьянства и мордобоя.

Для чего же авторам исторического и точного по фактуре и антуражу сериала понадобился придуманный Любомиров? А чтобы показать в его лице молодого, не лишенного души человека, вошедшего «не в ту дверь». Да, на его совести грех — он, несостоявшийся медик, взял на себя смелость сделать аборт любимой женщине, но в итоге убил и ее, и ребенка. А вместо того чтобы каяться, примкнул к революционерам. При этом, раздираемый внутренними противоречиями, ходит в церковь, где не только молится, но и прячет в тайник доносы для охранки. С их помощью отправляет товарищей на виселицу. И еще влюбляется в дочку Столыпина и даже вступает с ней в переписку. Несмотря на нежные чувства, с упорством маньяка хочет довести начатое до конца и убить-таки реформатора-палача. Но в последний момент вдруг прозревает и пытается предотвратить последнее покушение, ставшее для Петра Аркадьевича роковым:

На лице Любомирова постоянно присутствует улыбка сумасшедшего, неспособного найти смысл бытия, иногда перемежающаяся скорбным выражением, вызванным осознанием безнадежности этих поисков. Порой его даже жалко: «И чего, парень, тебе не жилось-то? Работал бы земским доктором, людям помогал, Отечеству служил. Нет, потянуло тебя к ложно понятой справедливости...»

Этот персонаж-то и роднит замысел сериала с вышеупомянутым «Союзом Спасения». Впрочем, не только с ним. И что за привычка у нас такая: в любой исторический проект впихивать либо правильную — с учетом текущего момента — установку, либо мораль?