Полеты во сне. А наяву?

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли. Ответ искали на Международном жилищном конгрессе, где предложили построить 2,5 тысячи коттеджных поселков с взлетными полосами.

Дерзкую идею озвучил автор проекта сети так называемых авиадеревень Виктор Клыша. Возведение взлетно-посадочных полос и ангаров он предлагает совместить с постройкой жилых домов, отелей и бизнес-патио. Он уверен: в случае реализации этот проект положительно скажется на развитии бизнеса, туризма и малых населенных пунктов, где они будут находиться.

«Есть, к примеру, городок на берегу Оки или Печоры, — рассуждает Клыша. — Сегодня туда не доедешь, он не развивается. Но если туда можно будет легко летать, то, поверьте, те, кто уехал оттуда, захотят покупать там себе дома, переселяться или просто прилетать к родственникам. Люди где-то заработали, а дальше эти деньги пойдут на их малую родину».

Подобный опыт есть в странах, сопоставимых с нами по масштабам и природным условиям. Например, в Канаде, где сегодня свыше 1700 малых аэродромов, которые позволяют из самого отдаленного поселения без проблем добраться до метрополии. Скажем больше: 40 лет назад немногим меньше взлетных полос было и на территории Сибири и Дальнего Востока. Вот только сейчас у нас осталось меньше 200 действующих или законсервированных аэропортов и аэродромов, и каждый год их число продолжает неуклонно сокращаться.

«Труд» попросил прокомментировать озвученную на конгрессе идею Виктора Савина, опытнейшего пилота и бывшего командира авиаотряда упомянутой Печоры.

«Я бы предложил докладчику для начала съездить в этот самый полярный город, — говорит Виктор Георгиевич. — Долететь до Печоры, где почти 50 тысяч жителей, уже не получится, в здании заброшенного аэровокзала сквозь крышу проросли деревья. Без слез не взглянешь. Но вспомним, что полвека назад здесь открывали регулярные рейсы на Москву и Ленинград. Более того, в начале 1980-х Печорское авиапредприятие вышло на международный уровень. Местные экипажи под флагом ООН выполняли полеты в Анголе, Югославии, Западной Сахаре, Афганистане и Ираке, доставляли туда грузы гуманитарной помощи — медикаменты, продовольствие. Сегодня же в Печору два раза в неделю из Сыктывкара прилетает самолетик Л-410, который берет на борт до 15 пассажиров. И на всю республику осталось всего семь вертолетов. О каких авиадеревнях тут может идти речь?»

Еще более категоричен в оценках генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» ГА Виктор Горбачев:

«Герой гоголевских «Мертвых душ» Манилов тоже мечтал «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». Что из этого вышло, цитировать не будем. То же самое и по поводу авиадеревень. У нас сегодня хватает проблем с обеспечением авиаперевозок в крупных городах, региональных центрах, какие уж там деревни, где порой жителей можно пересчитать по пальцам! Молодежь бежит в города, а оставшимся пенсионерам где взять денег на полеты? Я уже не говорю о самолетах малой авиации, которые пока только в многочисленных проектах, упорно отказывающихся превращаться в нечто реальное.

И кто станет заниматься строительством в деревнях взлетно-посадочных полос? Прежде чем что-то предлагать, надо предметно изучить проблему, а не выдумывать без конца велосипед».

Самое удивительное, что проект создания сети авиадеревень вошел в сотню лучших на третьем форуме «Сильные идеи для нового времени», проходившем в 2023 году. Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс рекомендовали поддерживать автора в реализации идеи. Вот только желающих пока не нашлось. Как вы думаете почему?

P.S. На этой неделе правительство ЯНАО объявило о решении акционировать ГУП «Аэропорт Тарко-Сале». Он переходит в частные руки, как сообщает пресс-служба, «в целях повышения эффективности управления государственной собственностью». Еще в августе губернатор Дмитрий Артюхов на встрече с местными властями сообщил, что аэропорт убыточен, каждый вылет обходится бюджету почти в миллион рублей. В начале осени статус аэропорта был изменен на посадочную площадку. А с 1 января 2025 года из города Тарко-Сале, где 21 тысяча жителей, отменяются прямые рейсы в Тюмень. Добираться до федеральных транспортных хабов придется через Новый Уренгой.