Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи
В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок, иноземных и доморощенных ужастиков, захлестнувших наш экран, «Каникулы» при всей своей камерности и впрямь выглядят остросовременным высказыванием. Хотя, скорее всего, не претендуют на такую роль.
В основе сюжета — история детского театрального кружка из Калуги, который едет на всероссийский фестиваль в осенний Сочи. Везет детей режиссер-педагог Татьяна Викторовна (Дарья Савельева) – женщина молодая, творчески одаренная, сколь обаятельная, столь и безалаберная, неотличимая в своих легкомысленных курточках и джинсиках от подростков. Иной раз кажется, что за ней самой пригляд нужен. Поэтому делегацию возглавляет строгая, властная завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) – с металлом в голосе и медью в тщательно уложенных волосах, закованная, как в непробиваемую броню, в шикарное длиннополое пальто.
В московском аэропорту, где у одной из школьниц возникает путаница с билетом, между женщинами состоится первая перепалка. «Вы должны решать проблемы, а не создавать их», - бросит Мария Генриховна в лицо Татьяне, сразу обозначив возрастную, социальную дистанцию между ними. В Сочи, однако, проблем только добавится. На дворе ночь, гостиница переполнена, приехавших свалят в три номера, тесно заставленных кроватями. Между тем, кто-то из младших детей еще писается в постели, у кого-то из старших девочек, простите, уже начались менструации. Мама одной из учениц хочет немедленно переехать в другой отель, ее дочь с голубыми волосами желает остаться вместе со всеми. Не так-то легко утрясти даже эти обыденные коллизии.
Позже выяснится, что репетировать спектакль придется в холле гостиницы, где нельзя даже приглушить свет для передачи поэтичной атмосферы представления. А дирекцию фестиваля неприятно озадачит название спектакля. Что это еще за «Земляничное вино»? Дескать, фестиваль детский, алкоголь, табак и другие излишества здесь под запретом. Так что лучше переименовать спектакль, к примеру, в «Земляничный нектар». Все попытки Татьяны объяснить, что «вино» - это образ ушедшего лета и к алкоголю не имеет отношения, окажутся тщетными.
Спектакль переименуют, а после его показа руководящая дама в жюри (Лариса Маркина) отчитает режиссера. Почему влюбленный подросток просто тоскует по ушедшему лету, утраченной любви, а не действует? Где оптимизм, вера в силу добра? И вообще, зачем надо было привлекать для спектакля малоизвестный материал, есть же нетленная классика: «Золотой ключик», «Волшебник Изумрудного города». О том, что старшеклассники в своем кругу обсуждают темы подростковых суицидов, секса, отношений со сверстниками, - об этом Татьяна даже не смеет заикнуться. Позволит лишь ехидную реплику, что с таким подходом от «Преступления и наказания» останется только союз «и».
Фильм вроде бы рассказывает о детском творчестве, но на самом деле – это слепок того, что происходит сегодня и в «большом» искусстве. Все сколько-нибудь острое, проблемное нынче изгоняется из репертуарных планов, поощряется либо сугубо позитивное, либо беззубо-обтекаемое. Не случайно и невинные «Каникулы» едва не легли на полку - вслед за доброй дюжиной картин, оказавшихся в последние годы вне проката. Такая судьба постигла, к примеру, фильмы «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой, Ампир V» Виктора Гинзбурга, «Айта» Степана Бурнашева, «Нуучча» Владимира Мункуева, «Кандидат» Дмитрия Шадрина, «Мы» Гамлета Дульяна, «Сказка» Александра Сокурова, «Рыжий» Семена Серзина, и это еще не полный список.
«Каникулы» после долгих проволочек все же решили допустить до экрана. Можно только гадать, чем насторожил фильм бдительных спецов из Минкультуры: ироническим изображением описанных выше цензурных ограничений или показом неформальных взаимоотношений двух «училок», которые, оторвавшись на неделю от учебного процесса, слегка расслабились в курортном Сочи. Такие разные, они сначала плохо переносят друг дружку, обмениваются колкостями, но потом желание спасти спектакль, дать возможность детям выступить на сцене, пусть и ценой творческого компромисса, ненадолго сближает их.
В процессе этого сближения они позволят себе и разговоры о сексе, и лишнюю сигарету вдали от детских глаз, и даже загул на армянской свадьбе с дальнейшим распитием шампанского на ночном пляже и экстремальным купанием Татьяны (почему-то в верхней одежде) в уже прохладном осеннем море. Помимо прочего, фильм с полемическим задором настаивает на том, что школьные педагоги – тоже люди, и имеют право на частную жизнь, не обязательно безгрешную. Вот и у Татьяны Викторовны, похоже, не заладились отношения с мужем. Но ни родители, ни ученики, ни досужие общественники не имеют права совать в чужое личное пространство свой любопытный нос.
Нельзя сказать, что линия взаимопритяжения и взаимоотталкивания учительниц прописана в фильме безупречно. Как на мой вкус, в ней порой не хватает элементарной логики, какие-то диалоги героинь выглядят то ли не прописанными до конца, то ли подрезанными, какие-то взрывные эскапады Татьяны кажутся чрезмерными даже для ее строптивого характера. И тончайшая игра двух замечательных актрис не всегда заполняет возникающие по ходу сюжета психологические, драматургические лакуны.
В конечном счете, я не уверен, что фильм заслуживал Гран-при фестиваля «Маяк» в Геленджике, который пытается (пока безуспешно) занять нишу закрывшегося сочинского «Кинотавра». Гораздо точнее, как мне кажется, подошли к оценке «Каникул» эксперты премии киноведов и кинокритиков «Белый слон», наградив по итогам прошлого года фильм Анны Кузнецовой призом за обнадеживающий дебют.
В этом качестве я с чистой душой рекомендую его к просмотру любителям содержательного российского кино. В нынешней подмороженной общественной атмосфере «Каникулы» - как глоток пропитанного солнцем земляничного вина.