Если репутации нет, ее надо купить. Именно этим недавно озаботилась «Почта России»
Если репутации нет, ее надо купить. Именно этим недавно озаботилась «Почта России», возглавляемая бывшим замминистра связи Николаем Подгузовым. На сайте госзакупок почтовики выставили тендер ценой почти 30 млн рублей, за которые желают сформировать «положительный имидж» в соцсетях, а также «нивелировать негатив». Так и хочется спросить: а работать получше не пробовали?
Административные и финансовые возможности у «Почты России» имеются: месяц назад она из федерального унитарного предприятия реорганизована в непубличное акционерное общество. И теперь, как говорит его руководитель, «важно, чтобы на предприятии было правильное сочетание полномочий и ответственности, и корпоративная структура такое сочетание дает».
В этом корпоративном качестве самая разветвленная сеть государственного обслуживания населения (42 тысячи почтовых отделений, 360 тысяч работников) пожелала стать и самой уважаемой. Для чего выделила еще более 50 млн рублей на «мониторинг социальных медиа» — Facebook, «ВКонтакте», Twitter, «Мой Мир», «Одноклассники», Instagram, LiveJournal и «другое по выбору заказчика», — чтобы проследить, где именно появляется особенно много нежелательной информации.
Обычно в таких случаях за дело берутся теле-, пресс-, интернет- и прочие «киллеры». Это недешево, но модно — создавать безупречную репутацию за деньги. Порталы завалены заманчивыми предложениями: «Закажите управление репутацией в нашем агентстве! Вытесняем отрицательные отзывы с первых страниц поисковых систем. Удаляем негатив. Оперативно размещаем положительные комментарии, помогаем пользователям решать проблемы и корректируем стратегию с учетом текущей ситуации...» И тому подобное.
Платежеспособный спрос на услуги тоже имеется. По информации центральных и региональных медиа, ярославские областные чиновники в финансовом плане заложили на самопрославление порядка 110 млн рублей из казны ежегодно (больше, чем на экологию), свердловские власти — более 85 млн, новороссийские и тюменские поменьше — по 30-35 млн, тверские и челябинские — по 40 млн с лишним. В безусловные чемпионы вышел Татарстан: на «информирование населения» о деятельности властей региона и создание информационных материалов «для государственных нужд республики» только в 2019 году было выделено свыше 960 млн бюджетных рублей.
Для сравнения: нынешним летом в республике была утверждена программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда с примерно таким же бюджетом — в 1 млрд рублей. Этих денег должно было хватить на новые квартиры для 1,7 тысячи татарстанцев из 86 аварийных домов — что немало. Но всего в республике на I квартал 2019 года насчитывалось 136 многоквартирных домов, непригодных для проживания, в которых ютились 3,4 тысячи человек. Получается, половине из них финансовые возможности для переселения нашли, а вторую половину денег тратят на рассказы о «заботливой власти».
Можно вспомнить, что бывший губернатор Сахалина Александр Хорошавин до ареста по обвинению в крупномасштабном взяточничестве успел потратить на персональный пиар более 600 млн бюджетных рублей. Но вся страна узнала своего «героя» по другому поводу...
Конечно, в этом ряду ведомство, возглавляемое господином Подгузовым, выглядит почти «бедным родственником». Но посмотрим, с каким «негативом» в адрес своей компании пытается нынче бороться глава «Почты России». Приведем несколько примеров.
«Как понять, что посылка по тарифу АВИА из г. Кемерова до г. Братска Иркутской обл. идет 6 дней? Попадает в аэропорты г. г. Новосибирска, Иркутска, все время возвращается на почтовые сортировки и в конечном счете автотранспортом едет до Братска...»
«Когда руководство «Почты России» наведет порядок в Толмачево? Наши посылки уже больше месяца на сортировке и не двигаются дальше. Наведите порядок, совесть поимейте...»
«В отделении «Почта России» 655016 режим работы не соблюдают, могут закрыть на час раньше, открыть на час позже...»
«Тульское отделение почты 301111 не выдает посылки. У них нет начальника почты (уволился), почтальоны не имеют права выдавать. Привезенные посылки лежат опечатанные и ждут...»
«Когда на почте города Луги будут установлены кассовые аппараты по оплате картой? Людям приходиться бегать в банк и возвращаться. Это просто безобразие...»
Эти жалобы мы взяли с интернет-сайта Zhaloba.net, отобрав почти наугад из многих сотен. Даже самый поверхностный анализ показывает: компания, в которой проводится серьезная реорганизация, нуждается прежде всего не в прославлении, а в НЭПе — наведении элементарного порядка. Конечно, для этого требуется значительно больше и усилий, и денег. Но с саморекламой можно бы пока и подождать.