Главная Культура 12:07 08 Ноября 2015 3180
Русская музыка, русская судьба

Сегодня в Филармонии-2 – концерт-посвящение Георгию Свиридову, о котором рассказывает художественный руководитель хора имени Свешникова Евгений Волков

Сергей Бирюков

Для Государственного академического русского хора имени Свешникова близящееся 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова — очень важное, можно сказать родное событие: коллектив был первым исполнителем крупнейших произведений великого композитора. Но то, что произойдет 8 ноября на сцене «Филармония-2» в Москве, беспрецедентно: впервые в большой концертной программе «свешниковцы» объединят усилия с другим легендарным коллективом — оркестром Санкт-Петербургской Капеллы. И произойдет это ради исполнения музыки Свиридова, которую дополнят произведения великих предшественников Георгия Васильевича — Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича — и его ярких последователей — Бориса Чайковского, Валерия Гаврилина, Романа Леденева. Это не просто концерт, а литературно-музыкальный проект «Музыка как судьба», о замысле и воплощении которого «Труду» рассказал его музыкальный руководитель, глава хора имени Свешникова Евгений Волков.

— Евгений Кириллович, как пришла мысль объединить два знаменитых коллектива?

— Хор имени Свешникова и Санкт-Петербургскую капеллу объединяет имя Свиридова. Наш коллектив был первым исполнителем Пяти хоров на стихи русских поэтов, «Поэмы памяти Сергея Есенина», «Патетической оратории». А с Капеллой связаны последние десятилетия творчества Георгия Васильевича, прежде всего его «Песнопения и молитвы». Так что это естественно и знаменательно: два ведущих отечественных коллектива сообща воспевают хвалу великому русскому композитору.

— Какие произойдут открытия, мировые премьеры?

— Будет публичная мировая премьера, причем очень своеобразная. Это запись самого Георгия Васильевича, который в последние годы жизни активно пользовался магнитофоном. Здесь он под собственный аккомпанемент на рояле поет эскизный вариант сочинения «Не рыдай Мене, Мати», которое так и осталось неоконченным. Вероятно, впоследствии усилиями музыковедов и композиторов появится его завершенная редакция, но важно, чтобы сперва музыка прозвучала такой, какой она была создана автором. Голос Георгия Васильевича — никак не оперный, но обладающий огромной магнетической, возвышающей силой. Эту запись нам доверил племянник Свиридова, президент Свиридовского института Александр Сергеевич Белоненко.

— «Музыка как судьба» — это ведь название книги дневниковых записей Свиридова, выпущенной наследниками после его смерти.

— И мы активно используем эту книгу. Так задумал программу автор ее идеи, известный певец, режиссер, просветитель Юрий Лаптев. Сценарий мы написали втроем — Юрий Константинович, я и директор госхора Александр Сергеевич Саргиджян. Чтец будет читать фрагменты книги, и в соответствии с логикой свиридовской мысли зазвучит музыка.

— Книга, помнится, вызвала разноречивые отклики, многие ругали наследников за публикацию того, что для публикации не предназначалось, а писалось для себя, «под подушку», зачастую содержа резкие, не всегда объективные высказывания о современниках.

— Я в таких случаях вспоминаю изречение преподобного Паисия Святогорца, который говорил: и мухи и пчелы летают, но ищут они разное, давайте же уподобляться пчелам, которые ищут цветы и нектар, а не мухам... В книге Свиридова много сиюминутного и полемичного, но много и интереснейших мыслей о музыке, о России, о собственном творчестве. Мы берем именно эти тексты. Когда сопоставляешь творчество крупного художника и его дневниковые записи, понимаешь, насколько он многослойная личность и как порой трудно выразить словами то, что он в действительности переживает. А в соединении все это обретает основу. В программе много биографических зацепок. Например, потрясения раннего детства и юности — то, что случилось с его отцом (отца Свиридова, почтового служащего, убили деникинцы в 1919 году. — «Труд»). Или постановление ЦК ВКП(б) 1948 года, разгромившее Свиридова в числе «формалистов», последовавший затем решающий поворот в творчестве. Ключ ко многому в жизни и духовном мире мастера сокрыт, считаю, в «Поэме памяти Сергея Есенина». Это для меня его наиболее личностная, исповедальная, даже романтическая вещь. Недаром там такой неоднозначный и страшный финал «Небо как колокол»: человек сам не может понять, участвует он в возрождении страны или в тризне по ней. Это грандиозное покаяние, сродни покаянию Никиты из толстовской «Власти тьмы». После этого тебе уже становится яснее, почему появилась «Патетическая оратория», почему — «Время, вперед!» Такие разные, но одинаково искренние произведения художника, который, видя всю боль и несправедливость жизни, делает выбор — быть до конца со своим народом и страной.

— Какое сочинение программы далось с особенным трудом?

— Это бы надо спросить не только у меня, но и у других дирижеров: Александра Владиславовича Чернушенко — руководителя оркестра Капеллы и Александра Владимировича Топлова — главного хормейстера нашего хора. Лично я думаю, для хора самое сложное — акапелльные вещи Георгия Васильевича, т.е. те, где нет оркестрового сопровождения. Внешне музыка Свиридова, как правило, не выдвигает перед исполнителем запредельных технических сложностей, ее сложность — другой природы, она лежит в плоскости духовного осмысления партитуры. Там очень много работы над художественным образом и колоритом звука. Это и «У берега зеленого» из блоковской кантаты «Ночные облака», и «Странное Рождество видевши» из «Песнопений и молитв»... Можно всю жизнь работать над этими партитурами и находить в них все новые краски.

— Много ли осталось за бортом того, что вы хотели поместить в программу, но не смогли из-за ее ограниченных размеров? Вообще музыка Свиридова достаточно известна слушателю?

— Что касается хорового наследия, то внимание к нему ныне достойно и равномерно. Но практически неизвестны современной публике, скажем, его музыкальные комедии. Ждут открытия ранние партитуры: знаю, что Александр Сергеевич активно ищет утерянный фортепианный концерт. Идет восстановление юношеской Симфонии для большого оркестра. Есть у Свиридова и никогда не звучавшие фортепианные пьесы. Киномузыка — например к фильмам «Великий воин Албании Скандербег» или «Воскресение» — могла бы играться чаще. Кстати, чтобы придать нашей программе большую свежесть, мы включили в нее Токкату из кинофильма «Время, вперед!» (ту самую, что открывает телевизионную программу «Время») в новой хоровой аранжировке, которую создал поющий у нас в хоре композитор, выпускник Академии имени Гнесиных, лауреат Всероссийского конкурса композиторов Павел Пихтерёв. Вот, кстати, еще одна премьера концерта.

— Обработка — очень интересно, но почему в программе нет оригинальной музыки молодых композиторов?

— У нас добрые отношения с композиторами младшей свиридовской плеяды. Мы пели Ивана Вишневского, Антона Вискова, дружим с Алексеем Вульфовым и будем продолжать это сотрудничество. Но вы сами сказали об ограниченных рамках концерта. Притом в исторических масштабах, скажем, хор «С надеждой глядя в небеса» Романа Леденева из его цикла «Венок Свиридову» — вполне свежее сочинение, написанное в 2000 году.

— Год назад Владимир Юровский на своем фестивале «Другое пространство» исполнил новое большое сочинение Антона Батагова — песни и медитации на тексты Джона Донна. И поразило: до чего эта пост-авангардная музыка временами близка к Свиридову. А еще больше удивился сам Батагов, когда услышал от журналиста об этой ассоциации.

— А вот меня ваше сравнение не удивляет. Например, вступление флейты в первой части «Весенней кантаты» Георгия Васильевича — это же чистый Филип Гласс (американский композитор, родоначальник минимализма. — «Труд»). Хотя в целом Свиридов не укладывается в рамки минимализма — его стиль гораздо шире. Но вы правы, свиридовскую музыку интересно было бы сыграть, например, вместе, например, с сочинениями польских фолк-минималистов, или Майкла Наймана, или наших авторов — Сергея Загния, того же Батагова... Спасибо вам за идею, может быть и осуществим, однако это будет уже совсем другой проект, который потребует большого концептуального действа и интересного разговора.

— Как бы вы определили место нынешнего концерта в деятельности вашего хора?

— Для меня это — часть серии концертов-спектаклей, где мне доводилось быть музыкальным руководителем и соавтором сценария. Напомню в первую очередь программу «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», посвященную той музыке, что была написана композиторами города во время его блокады в годы Великой Отечественной войны. Или концерт памяти Лермонтова «Герой нашего времени», который мы при содействии Министерства культуры делали на Исторической сцене Большого театра. Вот там был целый каскад мировых премьер — например, кантаты Кюи «Твой стих», фрагмента из оперы Александра Мосолова «Маскарад» и даже не известной до последнего времени авторской версии вальса Хачатуряна для колоратурного сопрано с оркестром. Все это ставил Юрий Лаптев. А 20 сентября мы в Санкт-Петербурге сыграли премьеру партитуры, которая за семь десятилетий не только не потеряла, но даже прибавила в актуальности — это симфония Мосолова «Украина» (1944 год). Исполнили его же вокально-симфоническую поэму «Донбасс» (1942 год), увертюру-кантату Гавриила Попова «К Победе». Сыграли давно не исполнявшуюся киномузыку Шостаковича — например, к ленте «Падение Берлина». А 12 июня в парижском зале Гаво в рамках крупного международного проекта «День России в мире» был большой сольный концерт, мы сделали мировую премьеру обработки французской партизанской песни Анны Смирновой-Марли, очень популярной и любимой во Франции, а автор обработки — Арам Ильич Хачатурян. Мы нашли эту партитуру в РГАЛИ, причем не в фонде Хачатуряна, а в фонде поэта Павла Германа.... Открытие не известных доселе страниц отечественной музыки — одно из главных направлений моей деятельности как дирижера.

— А есть ли сейчас в мире такой широкий запрос на русскую музыку?

— Безусловно. Тут стараюсь следовать завету моего учителя Бориса Григорьевича Тевлина, всегда предлагавшего публике программы, требующие мыслительной и духовной работы. Аудитория на них прекрасно откликается. Надо сказать, публика в век интернета активно пользуется его преимуществами. В мире достаточно широк круг слушателей, великолепно разбирающихся в тонкостях русской музыки. Например, количество любителей музыки Метнера просто огромно. Есть поклонники музыки Мясковского. Недавно Париж рукоплескал балету Асафьева «Пламя Парижа», который туда привез Большой театр... В программах «Радио Франс» или Би-би-си можно встретить то, что и в России едва ли услышишь — например, поздние сочинения Балакирева. А трехчастное «Предварительное действо» Скрябина, полгода назад с блеском исполненное в Москве под руководством Владимира Юровского (и с участием нашего хора), до того уже сделали в Германии Владимир Ашкенази, а в Финляндии Лейф Сегерстам... Дирижер Франк Штробель показывал в Париже немой советский фильм «Новый Вавилон» с исполняемой вживую музыкой Шостаковича. Швейцарский дирижер Адриано записал почти всю киномузыку Хачатуряна. Французский хор «Аксентюс» несколько лет назад спел «10 поэм на стихи революционных поэтов» Шостаковича на русском языке. Японцы постоянно заказывают исполнение его «Песни о лесах»... Так что аудитория у самого широкого круга отечественной музыки в мире есть и она не зависит от политической ситуации.

— Слыхали — сейчас в Литве и Латвии власти пытаются запретить гастроли ансамбля имени Александрова...

— Прибалтика — особый регион. Но что касается хора имени Свешникова, мы никогда не испытывали никакого давления. Хотя бывали в тех же Латвии, Литве, причем где — в Каунасе, который исторически считается оплотом литовского национального самосознания. «Литургия» Рахманинова прошла там при переполненном храме и стоячей овации. Это было в 2012 году. В Грузии мы выступали два года назад, проехали по всей стране, и люди благодарили нас за прозвучавшее русское слово и музыку. Не могу не вернуться к рассказу об июньском концерте в зале Гаво. Мы спели большую программу, отпели бисы, хор ушел со сцены, я уже пошел снимать фрак — и тут Юрий Лаптев снова зовет меня: публика не расходится, не отпускает, надо продолжать... Сел за рояль, Юрий Константинович запел, зазвучали романсы и арии. Русская музыка нужна людям.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?