На экраны выходит «Распутин»
На экраны страны с раскатистым рекламным грохотом выходит российско-французский фильм «Распутин», подаваемый каналом «Россия» как хит сезона. Между тем этот исторический блокбастер, как выяснил обозреватель «Труда», уже успел обрасти изрядной «бородой». Оказывается, фильм был закончен еще три года назад режиссером Жозе Дайан, правда, в телеварианте. Показанный по французскому ТВ сериал, мягко говоря, никакого восторга не вызвал. Даже не очень посвященные в детали российской истории критики отмечали обилие в кадре медведей, цыган, водки и прочей развесистой русской клюквы.
Видимо, это обстоятельство сильно затруднило показ сериала на российском государственном канале. Но поскольку деньги в проект были вложены, и немалые (бюджет фильма — 6 млн евро), то решено было как-то адаптировать его для российских зрителей. Пригласили Ираклия Квирикадзе — знаменитого режиссера, сценариста («Пловец», «Городок Анара», «Кувшин», «Путешествие товарища Сталина в Африку», «1001 рецепт влюбленного кулинара») и помимо прочего общепризнанного мастера по спасению провальных фильмов.
Квирикадзе споро взялся за дело. По его собственному признанию, резал, переписывал диалоги, по-новому монтировал фильм. В итоге из трехчасового телеколосса получился полуторачасовой фильм для проката. Увидев учиненную над ее детищем вивисекцию, Жозе Дайан свою фамилию с титров сняла. Теперь титры «Распутина» венчает имя Ираклия Квирикадзе в качестве и автора сценария, и режиссера, хотя он, напомню, не снял ни одного кадра.
Люди, видевшие французский сериал, говорят, что русская версия, которая выходит в эти дни в наш прокат, лучше. Наверное, так оно и есть. Квирикадзе спасал от позора и не такие безнадежные сюжеты. А тут — самоигральная история про Распутина. И все-таки из одних и тех же кубиков невозможно сложить кино принципиально иного уровня и качества. И фильм, который выходит нынче в прокат, по-прежнему несет на себе родовые пятна поверхностного, облегченного, адаптированного под западные вкусы взгляда на один из трагичнейших изломов русской истории.
В «Распутине» по-прежнему хватает цыган, водки, березок, позолоченных солнцем маковок церквей, карет, розвальней, пьяной удали и прочих внешних примет русской жизни. Сам старец (его без привычного блеска играет русско-французский актер Жерар Депардье) в фильме усердно плетет политические интриги и самозабвенно молится, спасает больного гемофилией царевича и врачует наложением рук других немощных, пьет свою любимую мадеру из горла и устраивает оргии с охочими до утех девицами, а приняв на грудь лошадиную дозу, пьяно пляшет на балах, аки вырвавшийся из берлоги медведь-шатун.
Так кто же он, Распутин, святой или бес? Велеречивый пророк или пустой болтун? Благочестивый старец или циничный распутник, ловко прибившийся к царской семье? Прожженный авантюрист или целитель людских тел и душ? Самое интересное, что авторы отказались давать хоть какую-то оценку этой личности, а заодно и выстраивать концепцию фильма. Но и осмысленным объективным подходом к персонажу это тоже не обернулось. Создатели ленты поверхностно и бегло пересказали известную по многочисленным публикациям биографию, канву похождений Распутина, с упором преимущественно на скандальные детали и обстоятельства.
Распутин в фильме — солнце, вокруг которого вращаются все остальные светила. Знаменитые актеры — Фанни Ардан в роли императрицы Александры Федоровны, Владимир Машков в образе императора Николая II, Филипп Янковский в роли князя Юсупова, а также Ирина Алферова, Ксения Раппопорт, Юлия Снигирь, Анна Михалкова, Данила Козловский, Константин Хабенский, Леонид Мозговой — появляются в «Распутине» мимоходом, произнося за весь фильм порой лишь несколько реплик. Зачем был нужен такой звездный кастинг для эпизодических, в сущности, ролей — осталось загадкой.
В итоге получился довольно заурядный костюмированный комикс про дворцовые интриги, в котором даже отдаленно не чувствуются те грозные раскаты истории, которые столь мощно звучали в гениальном фильме Элема Климова «Агония». Снятый сорок лет назад, он так и остался на сегодняшний день величественным и непревзойденным шедевром.