При осмотре выяснилось, что некоторых из них давно не существует
На днях прошла большая пресс-конференция, на которой два министра — руководитель департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский и министр культуры Московской области Антон Губанков — рассказали о передаче столице культурно-исторических объектов на территории «новой Москвы».
Вместе с присоединением Троицка и Щербинки с 1 июля 2012 года в ведении столицы оказались 175 культурно-исторических объектов. Как показала экспертиза департамента культурного наследия города Москвы, многие из них на грани полного исчезновения.
По словам руководителя департамента культурного наследия города Москвы Александра Кибовского, на недавно присоединенной территории, как на лакмусовой бумажке, проявились все проблемы Подмосковья в вопросе охраны памятников.
— Представляя фронт работ, мы заблаговременно организовали межведомственную группу, которая провела тотальный мониторинг всех объектов культурного наследия на территории «новой Москвы», — рассказал Кибовский. — Все они были осмотрены, изучены, заанкетированы. Впервые с
В результате расширения границ Москве было передано 175 объектов культурного наследия. Однако с учетом того, что среди них есть 18 усадеб, количество зданий и сооружений, попавших в реестр, гораздо больше — их около 300. При этом некоторые культурно-исторические объекты, по документации находившиеся на территории «новой Москвы», так и не найдены.
— Археологические объекты ставились на учет весьма условно — привязками к координатам. И до сих пор у нас не было полных карт и реестров. В итоге, как ни прискорбно, 20 искомых объектов наши археологи просто не обнаружили — ни в указанных точках, ни на прилегающих территориях. Но мы продолжаем искать, — заверил министр.
Но и среди обнаруженных объектов есть существенные потери: 16 памятников оказались частично разрушенными, а 18 разрушились полностью. И сейчас перед департаментом даже стоит вопрос, стоит ли их учитывать, потому что многие из них уже попали под коттеджную застройку.
— Разрушение культурного наследия происходило на протяжении 30 лет, когда, не имея охранного статуса и юридически зафиксированной территории, памятники оказывались фактически бесхозными и использовались как полигон для строительства элитной недвижимости, — посетовал Александр Кибовский. — Но хуже всего дела обстоят с усадебными ансамблями. Проблема это острая для всей страны. И чем дальше от Москвы, тем печальнее картина: некоторые усадьбы фактически утрачены. К примеру, Троицкое, от которого остался только парк, да и то примерно треть парка подверглась застройке. Дворянские гнезда Ворсино и Никольское превращены в пустыри.
По мнению министра культуры Московской области Антона Губанкова, такое катастрофическое положение сложилось главным образом из-за отсутствия юридической защиты усадеб. Если нет нормативной документации, то нет и границы памятника, режима защиты памятника, охраняемой территории. Организовать в таких условиях охрану крайне проблематично.
Например, в не защищенных документацией усадьбах Красное, Старо-Никольское, Михайловское и Щапово, несмотря на неоднократные предписания, проводились незаконные застройки. В то время как объекты, имеющие перечень необходимой документации, сохранились в отличном состоянии: Валуево, Вороново, Остафьево, Зосимова пустынь и усадьба в Филимонках.
— Сейчас главное — привести документационное обеспечение памятников в порядок, — отметил Антон Губанков.
На момент передачи документами было обеспечено всего 30% отошедших Москве объектов культурного наследия. На эту работу даже увеличили финансирование в шесть раз. В 2013 году на оформление объектов наследия выделено 230 млн рублей, а на ближайшие три-четыре года для кардинального изменения ситуации понадобится около 3 млрд рублей.
Кроме того, в планах увеличение штата специалистов. По подсчетам, необходимо ровно в 10 раз больше людей — примерно 120 человек, тогда как сегодня объектами культурного наследия занимаются всего 12 человек. А в перспективе московские власти говорят об инициировании федеральной программы по возрождению усадеб.
Московские власти намерены защищать памятники от посягательств довольно жесткими административными санкциями.
— Уже принято решение о десятикратном увеличении штрафов за нарушение законодательства об объектах культурного наследия. Юридические лица будут платить 500 тысяч рублей, а должностные — 350 тысяч, — подчеркнул Кибовский.
Нарушителей ждут и еще более жесткие наказания. Символично, что не так давно глава муниципального поселения, выделившая земли под коттеджную застройку в Бородинском поселении, отправлена в колонию на два года. Это первый случай, когда виновник не отделался взысканием или штрафом, и своеобразный звоночек должностным лицам региона о том, что подобные злоупотребления будут становиться реальными уголовными делами, подчеркивают в правительстве Москвы.
— Еще можно изъять объект у собственника-нарушителя, но при этом надо выплатить ему компенсацию, — рассказывает Александр Кибовский. — Москва может себе это позволить, но у других регионов такой возможности нет — бюджет не позволяет. И этот, самый действенный, механизм не работает.
Так что фактически в распоряжении властей пока только штрафы. В случае с федеральными памятниками штраф остается в размере 30 тысяч рублей, и после его выплаты нарушители спокойно продолжают незаконные работы на территории памятников.
Сейчас разрабатываются юридические основания, по которым руководителю организации-нарушителя можно запретить занимать руководящие должности на срок до трех лет, а аварийные объекты не покупать за счет бюджета, а выставлять по решению суда на аукцион. Тогда многие нарушители поймут, что легко могут остаться без своего имущества.
— Понятно, что все это предусматривает четкое выполнение охранных обязательств. На этот счет у нас очень жесткая позиция, и мы будем вести бескомпромиссную борьбу за сохранение объектов культурного наследия, — заверили оба министра.
В границах города Москвы расположен 5241 объект культурного наследия.
В том числе:
— 2784 здания;
— 467 сооружений;
— 228 монументов;
— 153 археологических объекта;
— 102 объекта садово-паркового искусства;
— 1507 объектов, относящихся к историческому и воинскому некрополю;
— 807 выявленных объектов культурного наследия, охранный статус которых не определен.