Музейные программы для всей семьи нравятся и детям, и взрослым
Выходные — это всегда испытание для детей и родителей, такой своеобразный тест на понимание. Родители мечтают, чтобы отпрыски с толком провели время: набрались ума-разума, кругозор расширили, а детвора частенько сопротивляется, опасаясь, что на выбранных взрослыми мероприятиях им будет мучительно скучно.
На выручку родителям приходят столичные музеи, которые распахнули двери для посетителей, разработали необычные интерактивные программы и даже экспонаты разрешили трогать руками. Нужно быть очень ленивым, чтобы из всего многообразия выставок и экскурсий не найти мероприятие, подходящее ребенку по возрасту и интересам.
Узнав о том, что на экскурсии в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева на программе «Сказочная химия» покажут химические опыты, мой сын едва дождался назначенного дня. С использованием простейших опытов «будут воссозданы сказочные герои, пейзажи и эликсиры», — говорилось в программе занятия, размещенной на сайте музея www.gbmt.ru. Не знаю, что там себе намечтал сын: тайны, волшебство, алхимиков, — но я помню коронный опыт нашего школьного химика, который легким движением ножа (смоченного в какой-то прозрачной жидкости), проводя по руке, получал самую что ни на есть настоящую искусственную кровь. Жуть, конечно, зато как эффектно! В общем, я с не меньшим желанием стремилась в музей, чтобы наконец-таки раскрыть секрет школьного опыта.
И вот мы в музее.
— Наверняка вы любите читать сказки, — издалека начала экскурсовод Лилия Ваняева, когда мы чинно расселись перед столом со стройными шеренгами разноцветных баночек-скляночек. Хоть экскурсия «Сказочная химия» и предназначена для ребятишек младшего и среднего школьного возраста, даже взрослые при виде такого многообразия рты пораскрывали и с замиранием сердца ждали сюрпризов. И Лилия мастерски взяла нас в оборот, предложив проиллюстрировать знакомую всем сказку «Гуси-лебеди».
Малыши наперебой начали рассказывать содержание сказки: вспомнили коварную Бабу-ягу, которая выкрала Иванушку, пожалели Аленушку, отправившуюся на выручку братцу. Так и дошли до помощников девочки — яблони, печки и реки.
— Мы с вами попробуем получить молочную речку из двух совершенно прозрачных растворов, — рассказывает Лилия и уверенно разливает по пробиркам жидкости, а попутно проводит для ребятни урок по технике безопасности. — С химическими веществами нужно соблюдать осторожность. Если же рискнете провести такие опыты дома, делать все нужно под чутким руководством взрослых.
Тем временем на наших глазах происходит чудо — при смешивании двух прозрачных растворов получается жидкость, очень похожая на молоко. Вот тебе и молочные реки.
Лилия смешивает два других прозрачных раствора, и содержимое пробирки становится малиновым — по цвету прямо кисельные берега. Ну а потом самое интересное. Каждый волшебный опыт сопровождается кратким научным объяснением.
— Мы смешали два раствора химических солей, — раскрывает секрет Лилия Ваняева. — Это, конечно, не та соль, что мы добавляем в пищу, хотя по формуле и похожа: тот же хлорид натрия. Вторая — это хлорид бария. Так вот две эти соли прекрасно растворяются в воде, но если их смешать, получается новое вещество, которое в воде не растворяется и выпадает в осадок. Химики знают, что это сульфат бария. Через некоторое время мы увидим, как осадок опустится на дно, и наше молоко «прокиснет».
Фокус с кисельными берегами тоже продуман до мелочей. Одно из веществ, использованных в опыте, — индикатор, оно способно менять цвет в зависимости от кислотности среды. С его помощью обычно определяют тестируемый раствор. Например, в щелочной среде он окрашивается в малиновый цвет — что и произошло в нашем случае. А вот если бы мы капнули несколько капель раствора в кислоту, жидкость стала бы оранжево-алой.
Опыты с растворами были только для разминки. После занятия Лилия объяснила, что главная задача — увлечь ребят, а потому опыты она выбирает зрелищные и, конечно, безопасные. Так что ей не составило труда оживить небольшой вулкан, похожий на тот, что прочищал Маленький принц, а потом дать вторую жизнь птице Феникс. За считанные минуты нам даже удалось вырастить водоросли на морском дне. Не буду раскрывать секреты всех опытов, их нужно видеть.
Видеть, как тряпичный цветок с белыми листьями на ваших глазах начинает розоветь, превращаясь в аленький цветочек, или как медные монетки тоже за пару минут становятся «серебряными». Алхимики бы умерли от зависти. Ну и, конечно, тяжелая артиллерия — тот самый опыт, показанный когда-то нашим школьным учителем. Его Лилия приберегла для финала.
Выверенными движениями девушка протерла запястье прозрачным раствором, затем еще какой-то жидкостью провела по ножу с широким лезвием (тупому, как потом выяснилось) и: Все остались живы, только на руке образовались капли раствора алого цвета, похожие на кровь. За чудеса в этом опыте отвечают растворы хлорида железа и роданида калия: при взаимодействии они образуют кроваво-красное соединение — роданид железа. Вот и весь фокус.
Всего в Москве 353 музея, при этом 165 из них являются общедоступными, остальные 188 работают в режиме ограниченного доступа и принимают посетителей только по предварительной записи.
Программа «Семья в музее» адресована не только родителям с детьми, но и всем, кто интересуется биологией. Она включает в себя более 20 различных практических занятий и экскурсий. В том числе:
биологические игры для детей от четырех лет и их родителей «Семейный лабиринт» и «Путешествие натуралиста»;
интерактивные экспозиции «Смотри в оба!»;
практические занятия с микроскопами «Зоопарк в капле воды» и «Путешествие в микромир»;
демонстрации опытов «Сказочная химия», «Воздушные опыты», «Лаборатория Капитошки», «Волшебство воды» и «Чудесные опыты с растениями»;
практическое занятие по водным беспозвоночным «В гостях у Дуремара»;
экологические праздники и мастерские Домовенка;
ежегодный Фестиваль увлекательной науки;
экскурсии по оранжерее и под открытым небом.
Придумать интересную программу — это прекрасно. Но как быть со старушками-смотрительницами, которые все время шикают на детей и вообще бывают не слишком дружелюбны?