На прошлой неделе на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке состоялись торги русского искусства. И хотя в этом году скандалов с подделками еще не было, «Труд» выяснил, что русское искусство было и остается одной из главных тем фальсификации.
Подделки существовали на протяжении всей истории искусства: мастера, выдававшие свои работы за произведения Леонардо да Винчи, Караваджо или Веласкеса, есть не только сейчас, но были практически всегда. «Сегодня, как и во все времена, подделывают наиболее популярных и продаваемых художников, — говорит кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора экспертизы Государственного
Факторов, которые стимулирует появление на
На вечерних торгах дома Sotheby’s, прошедших на прошлой неделе, полотно Василия Кандинского «Белый звук» (1908) было продано почти за 9 млн. долларов, а картина Натальи Гончаровой «Московская улица», написанная годом позже, ушла с молотка за 6,3 млн. долларов — при том, что ее эстимейт доходил лишь до 1,5 млн. В прошлом году за ее картину «Испанка» было отдано больше 10 млн. долларов.
Естественно, когда спрос возрос, фальсификаторы оживились, и на рынок хлынул вал подделок. В прошлом году была опубликован каталог искусствоведа Дениза Базету, посвященный творчеству Натальи Гончаровой. В нем автор наглядно демонстрировал, как работают фальсификаторы: берут знакомый сюжет и героев, меняют или добавляют детали и тиражируют его, либо полностью копируют полотно акварелью на бумаге и выдают работу за набросок к известной картине. В итоге, по мнению Базету, на рынке фигурирует около 300 подделок, приписываемых кисти Натальи Гончаровой.
В России изданием подобных каталогов подделок занималась Росохранкультура. В 2009 году был выпущен пятый каталог, который открывался полотном, приписываемым кисти Бориса Кустодиева, — «Одалиска». Картина была продана почти за 3 млн. долларов российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу в 2005 году на аукционе Christie’s.
По словам специалистов из Государственного института реставрации, подделывать великих мастеров — дело неблагодарное и довольно рискованное. Шанс дорого продать фальшивку и при этом остаться безнаказанным невелик. Хотя в истории
Самая известная и вопиющая история произошла с Джоном Майаттом, который с 1987 по 1994 год продал под видом оригиналов около 200 работ, причем среди его покупателей были не только коллекционеры, но и аукционные дома уровня Sotheby’s и Christie’s. Майатт долгое время был учителем рисования в школе, а после увольнения решил зарабатывать продажей копий картин. Однажды один из его заказчиков заявил, что ему удалось продать копию полотна как оригинал и ни один из экспертов даже не усомнился в ее подлинности. Джон Дрю — так звали заказчика — решил сотрудничать с Майаттом: художник делал копии картин, Дрю придумывал для них провенанс и продавал. За семь лет им удалось продать две сотни полотен, на которых они ставили фамилии Ван Гога, Альберто Джакометти, Матисса, Климта, Пикассо и Клода Моне, которого Майатт копировал чаще всего, потому что «его» картины покупали лучше и чаще других.
Такой выбор вполне оправдан: работы импрессионистов и европейских художников первой половины XX века продаются лучше и дороже других. Так, «Портрет доктора Гаше» (1890) — самое дорогое полотно Ван Гога — был продан за 129 млн. долларов, а «Бал в Мулен-
Но по мнению экспертов Государственного научного центра реставрации, подделка больших и дорогих художников — не самое опасное для