Фальшивая сила искусства

Самые дорогие подделки в истории живописи

На прошлой неделе на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке состоялись торги русского искусства. И хотя в этом году скандалов с подделками еще не было, «Труд» выяснил, что русское искусство было и остается одной из главных тем фальсификации.

Подделки существовали на протяжении всей истории искусства: мастера, выдававшие свои работы за произведения Леонардо да Винчи, Караваджо или Веласкеса, есть не только сейчас, но были практически всегда. «Сегодня, как и во все времена, подделывают наиболее популярных и продаваемых художников, — говорит кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации Юлиан Халтурин. — Список таких мастеров составить довольно трудно, так как он непостоянен и зачастую зависит от случайных обстоятельств».

Подделывай и продавай

Факторов, которые стимулирует появление на арт-рынке подделок, множество. Один из основных — рост продаж на аукционах, считают в Институте реставрации. Так было с Марком Шагалом и Робертом Фальком, сейчас подобная ситуация сложилась вокруг другого российского имени — Натальи Гончаровой, работы которой за последний десяток лет выросли в цене в десятки раз. Эксперты из ГосНИИРа считают, что такой спрос на произведения русских авангардистов связан еще и с тем, что это направление было открыто достаточно поздно — в 60-е. Сегодня интерес к русскому авангарду если и не растет, то уж точно не падает: работы Казимира Малевича, Бориса Кустодиева, Натальи Гончаровой, Александры Экстер хотят иметь в своих коллекциях самые крупные музеи мира. Цены на них исчисляются миллионами долларов. Так, самое дорогое на данный момент полотно Казимира Малевича «Супрематическая композиция» (1916) было продано в кризисном 2008 году за 60 млн. долларов.

На вечерних торгах дома Sotheby’s, прошедших на прошлой неделе, полотно Василия Кандинского «Белый звук» (1908) было продано почти за 9 млн. долларов, а картина Натальи Гончаровой «Московская улица», написанная годом позже, ушла с молотка за 6,3 млн. долларов — при том, что ее эстимейт доходил лишь до 1,5 млн. В прошлом году за ее картину «Испанка» было отдано больше 10 млн. долларов.

Естественно, когда спрос возрос, фальсификаторы оживились, и на рынок хлынул вал подделок. В прошлом году была опубликован каталог искусствоведа Дениза Базету, посвященный творчеству Натальи Гончаровой. В нем автор наглядно демонстрировал, как работают фальсификаторы: берут знакомый сюжет и героев, меняют или добавляют детали и тиражируют его, либо полностью копируют полотно акварелью на бумаге и выдают работу за набросок к известной картине. В итоге, по мнению Базету, на рынке фигурирует около 300 подделок, приписываемых кисти Натальи Гончаровой.

В России изданием подобных каталогов подделок занималась Росохранкультура. В 2009 году был выпущен пятый каталог, который открывался полотном, приписываемым кисти Бориса Кустодиева, — «Одалиска». Картина была продана почти за 3 млн. долларов российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу в 2005 году на аукционе Christie’s.

В особо крупных масштабах

По словам специалистов из Государственного института реставрации, подделывать великих мастеров — дело неблагодарное и довольно рискованное. Шанс дорого продать фальшивку и при этом остаться безнаказанным невелик. Хотя в истории арт-продаж были почти легендарные случаи, когда нескольким людям удавалось обманывать крупные аукционные дома на протяжении нескольких лет.

Самая известная и вопиющая история произошла с Джоном Майаттом, который с 1987 по 1994 год продал под видом оригиналов около 200 работ, причем среди его покупателей были не только коллекционеры, но и аукционные дома уровня Sotheby’s и Christie’s. Майатт долгое время был учителем рисования в школе, а после увольнения решил зарабатывать продажей копий картин. Однажды один из его заказчиков заявил, что ему удалось продать копию полотна как оригинал и ни один из экспертов даже не усомнился в ее подлинности. Джон Дрю — так звали заказчика — решил сотрудничать с Майаттом: художник делал копии картин, Дрю придумывал для них провенанс и продавал. За семь лет им удалось продать две сотни полотен, на которых они ставили фамилии Ван Гога, Альберто Джакометти, Матисса, Климта, Пикассо и Клода Моне, которого Майатт копировал чаще всего, потому что «его» картины покупали лучше и чаще других.

Такой выбор вполне оправдан: работы импрессионистов и европейских художников первой половины XX века продаются лучше и дороже других. Так, «Портрет доктора Гаше» (1890) — самое дорогое полотно Ван Гога — был продан за 129 млн. долларов, а «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Ренуара — за 122 млн.

Но по мнению экспертов Государственного научного центра реставрации, подделка больших и дорогих художников — не самое опасное для арт-рынка дело. «Гораздо большей проблемой в профессиональном смысле является массовая подделка работ малоизвестных художников, не требующая особых финансовых и художественных затрат, не привлекающая повышенного внимания специалиста к имени, — рассказывает Юлиан Халтурин. — Именно такие фальшивки приносят стабильный доход». Так что пока на известных аукционах продаются редкие подделки-миллионники, на арт-рынке полно фальшивых работ, цена которых исчисляется не миллионами, а тысячами, и не долларов, а рублей.