С Нового года местные власти смогут делать платными отдельные участки федеральных трасс. Теперь у дорог появится гораздо больше хозяев, которые не будут заботиться об их состоянии на должном уровне.
С 1 января 2011 года региональные, а также муниципальные власти получат право вводить платный проезд на
Новые правила приведут к тому, что трассы превратятся в лоскуты: участки дороги будут разного качества. Кроме того, у экспертов есть опасение: не факт, что полученные за проезд деньги пойдут на обслуживание дорог. То есть качество платной дороги упадет.
По действующему закону платный проезд региональные власти могут ввести только на целой дороге — например, между небольшими провинциальными городками. С Нового года платными можно будет делать уже отдельные участки дорог, в том числе и федеральных трасс.
Причем право вводить плату получат не только целые регионы, но также мэры небольших городов и даже главы сельских
К примеру, трасса «Дон», на которой уже готовятся платные участки, проходит через шесть регионов. А количество небольших городов и сел, лежащих на ее пути, исчисляется десятками. И власти каждого из них смогут установить плату. При этом по закону размер этой платы на разных участках может быть самым разным. Экспертами называются цифры от 1 до 6 рублей за километр.
Получив деньги за проезд, местные власти должны будут тратить их на ремонт и улучшение вверенных им участков дороги. Правда, по мнению экспертов, это приведет к обратному: качество этих дорог только ухудшится.
«Получится как в пословице: у семи нянек дитя без глазу, — говорит
Помимо этого, огромное количество «хозяев» одной дороги также сделает суммарную плату за проезд слишком высокой. «Если на трассе будет десяток пропускных пунктов, причем с разными тарифами, цена за поездку может составить 500–800 рублей», — предполагает начальник отдела организации движения
Еще одним краеугольным камнем платных дорог является вопрос об альтернативных бесплатных маршрутах. По закону, если вводить плату за проезд, необязательно строить бесплатную альтернативу — достаточно найти объезд платной дороги. Но только он не должен быть длиннее этой дороги более чем в три раза.
Этим упущением законодательства уже пользуются некоторые региональные власти. Например, в Псковской области есть несколько платных дорог, соединяющих небольшие города. Местные блогеры жалуются, что власти поставили турникеты на действующих дорогах и ввели плату за проезд. При этом ремонтом даже и не пахнет. Максимум — власти время от времени белят придорожные столбы вдоль платных дорог.
После Нового года опытом псковских властей можно будет пользоваться гораздо чаще. Ведь теперь платной можно делать не только целую
Помимо прочего, эксперты опасаются, что право делать дороги платными может превратиться в обыкновенный способ зарабатывания денег, а не в способ улучшить качество дорог.
«Благополучные регионы, может, и будут тратить вырученные деньги на обслуживание дорог, — говорит президент Фонда петербургской политики Михаил Виноградов. — А проблемные регионы могут запросто использовать средства для затыкания дыр в бюджете». Например, на Кавказе, по словам эксперта, дороги и так платные — за счет взяток на