"СЯБРЫ" ПРИШЛИ НА ВЫРУЧКУ

На 10 дней древний Минск превратился в театральную Мекку. Сюда приехало около тысячи актеров, режиссеров, художников из России, Украины, Сербии, Черногории, Македонии и Болгарии. Это было настоящее творческое соревнование: 40 международных коллективов, символизирующих единство славянской культуры.

Как подчеркнул президент этого смотра Николай Бурляев, "Золотой витязь" состоялся только потому, что Республика Беларусь большую часть расходов взяла на себя, подставила плечо российскому фестивалю. Министерство культуры РФ выделило в этот раз смехотворную сумму на его проведение, которой хватило на приезд двух с половиной коллективов". Из этого можно делать разные выводы, но ясно одно: девиз фестиваля "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека" не слишком заинтересовал московских чиновников от культуры...
Ну да бог с ними, в конце концов Минск от этого только выиграл, показав всему театральному миру, что "сябры" всегда придут на выручку своим друзьям из России. К этому фестивалю относятся по-разному, некоторые остроумцы назвали его "излишне благопристойным", поскольку в отобранных спектаклях не было ни секса, ни насилия, ни мата, ни авангардных попыток "переписать" классику. Вот уже третий год Бурляев пытается установить тесный контакт между церковью и театром. В этот раз он ввел в состав двух жюри, оценивающих спектакли больших и малых форм, священников, что некоторых насторожило. Тем не менее Николай Бурляев, пользуясь тем, что его фестиваль проходит с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, решил соединить церковную духовность со светской театральной культурой, при условии, что последняя постарается быть нравственной и гуманной.
Владимир Андреев, приехавший на фестиваль со спектаклем "Невидимки" по пьесе своего друга Леонида Зорина и получивший за него "Серебряного витязя" в номинации малых форм, не раз говорил мне, что истинно психологический театр - это божий театр, ибо он обращается к душе человека, к ее сокровенным глубинам. Видимо, поэтому Андреев так трепетно относится к каждому слову в своей камерной постановке, где мучается его одинокий герой, как бы отгородившийся плотной завесой от мира, в котором правят жесткий расчет и выгода. Другой герой в моноспектакле "Грех" украинского режиссера и актера Михаила Мельника (награжденный "Серебряным витязем") - тоже изгой, только его положение еще более трагично. Он взял на душу самый тяжкий грех - смерть матери, пожелавшей замерзнуть в чистом поле зимой, чтобы больше не мучиться. Спектакль напоминает документальную драму, прожитую актером настолько глубоко, что у публики разрывается сердце.
Надо сказать, что по количеству сценических страданий этот фестиваль превзошел все ожидания. Сербские артисты через инсценировки по произведениям Федора Михайловича Достоевского - "Неточка Незванова" и Катерина Ивановна из "Преступления и наказания" - пытались донести до зрителей свою личную боль, связанную с пережитой ими войной в Югославии. А когда на фестивале появился моноспектакль Алисы Фрейндлих "Оскар и Розовая дама", в котором смертельно больной мальчик пишет письма к Богу, то круг страданий как бы замкнулся и в зале возник тот очистительный катарсис, ради которого и существует психологический театр. Никто не сомневался, что именно этот спектакль получит Гран-при фестиваля, ибо в нем соединились необычная художественная форма (актриса попеременно играет то маленького мальчика, то пожилую женщину, помогающую ему преодолеть страх смерти) и истинно духовное содержание.
На торжественном закрытии фестиваля Алисе Фрейндлих была вручена Золотая медаль имени Николая Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство". На открытии форума этой же награды был удостоен знаменитый артист Русского драматического театра имени Горького в Минске Ростислав Янковский (старший брат Олега Янковского). Он так сыграл несгибаемого Клаузена в конкурсном спектакле "Перед заходом солнца", что "Золотой витязь" за лучшую мужскую роль достался ему по праву. Не могу сказать, что сам спектакль потряс меня, куда больше порадовал "Чичиков" Театра имени Янки Купалы, поставленный его художественным руководителем Валерием Раевским. В этой неожиданной инсценировке гоголевских "Мертвых душ" прослеживается тема Страшного суда, подстерегающего людей, обуреваемых страстью наживы и торгующих всем, вплоть до мертвых душ.
Казалось, именно эта постановка с ее современным звучанием заберет золото славянского "Витязя", но жюри во главе с Адой Роговцевой распорядилось по-своему: купаловцам отдали серебро, а золото - спектаклю "Бабилей" по рассказам Виктора Астафьева в исполнении артистов московской антрепризы "Провинция". Никто не спорит, в основе постановки лежит большая литература, но что касается художественной ткани спектакля, то здесь никаких открытий нет, одни живописные картинки, иллюстрирующие текст, а это уже, извините, вчерашний день. При всем уважении к авторитетному жюри я не могу понять, почему тувинский спектакль "Король Лир" с его мощным образным видеорядом и "нутряной" манерой игры артистов оказался удостоен только "Бронзового витязя". А удивительно нежный и поэтический спектакль Анатолия Иванова "Вечно живые" из Воронежа получил лишь диплом за лучшую режиссуру...
Хотя, как мне показалось, театры приезжают на этот фестиваль не ради наград, а ради того, чтобы показать свое искусство среди художников "одной группы крови". Они свято верят в то, что благодаря "Золотому витязю" им удастся противостоять неуемной коммерциализации искусства и сохранить наши общие духовные традиции. Независимо от того, в какой из славянских республик фестиваль пройдет в следующий раз.