КОГДА ДЕТИ ТАНЦУЮТ, ПУШКИ МОЛЧАТ

Как только военные появились на пороге, мальчишки окружили их плотным кольцом. Самый маленький - трехлетний Алимхан - вышел вперед, чтобы поздороваться с каждым человеком в форме отдельно и на чеченский манер: сначала протягивал руку для пожатия, сильно бил ею в большую ладонь, потом, как взрослый мужчина, пытался своими ручонками обнять гостя. Это всех развеселило: малыш мог обхватить только колени.

Настроение у обитателей центра было хорошее: приехали шефы - гвардейцы 70-го полка 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, который дислоцируется рядом с Шали.
- Мы тоже всегда с радостью приезжаем сюда, - говорит заместитель командира полка по воспитательной работе, подполковник Александр Борисенко. - Здесь мы по-настоящему чувствуем, что настоящий мир в Чечне не за горами.
- Надеюсь, не за теми горами, с которых все еще спускаются бандиты и закладывают фугасы на дорогах, обстреливают колонны военных...
- "Минная война", конечно, продолжается, но в горы уходит все меньше чеченцев. А мы, то есть Российская армия, наконец-то приступаем к выполнению своих непосредственных задач...
- Но шефство над детским домом не относится к таким задачам. На него денег Минобороны, наверное, не выделяет...
- Разве дело в деньгах? Конечно, мы бы не отказались от поддержки российских спонсоров, чтобы сделать помощь детдому весомее. Пока же пускаем шапку по кругу и собираем средства на подарки ребятишкам. Однако за этим стоит более важная проблема: возродить и в Чечне уважительное отношение к Российской армии. Сделать так, чтобы на нас смотрели как на защитников, освободителей, если угодно. В конце концов, дети ведь не виноваты, что оказались в такой жестокой ситуации, что выросли в страхе, не зная мирной жизни. Вот и приходится залечивать раны. Пусть каждый житель республики решает, кого ему поддерживать - тех, кто бегает с оружием по горам, или нас. Кстати, должен заметить, что обстрелы армейских колонн в последнее время значительно сократились.
Слова политрука прерывает маленький Алимхан. Он тянет нас посмотреть "его дом". Здесь - спальные комнаты. Новые деревянные кровати, чистенькие простыни. Все дышит уютом, заботой. Тут - зал для игр. Правда, жалуются работники центра, игрушек не хватает. Особенно нужны такие, которые развивают интеллектуальные способности малышей. Недостает и учебников для школьников начальных классов. Подполковник Борисенко записывает все просьбы и тихо сообщает мне:
- Мы скоро будем покупать игрушки и книжки для нашего детского сада и школы, что на территории полка, их несколько дней назад сдали военные строители. Поделимся.
В Шалинском детском доме сейчас 42 мальчика. За пять лет здесь прошли реабилитацию около 400 детей и подростков. Администратор Саид Багалаев рассказывает:
- Все ребята, что поступают к нам, испытали сильный стресс. На первых порах они всего пугаются, даже громкого хлопка. От пролетающего вертолета быстро забираются под кровати и сидят там, пока гул не смолкнет. Мы уже научились снимать стресс, ребенок быстро приходит в норму. И на вертолет уже смотрит с любопытством. Специалистов, правда, у нас не хватает. Если бы российские психологи приехали, мы бы их на руках носили. Понимаю, что пока мало кто согласится ехать сюда. Но можно было бы посылать самых тяжелых детишек в Москву, другие города России. К сожалению, и денег не хватает, и не знаем, куда лучше обратиться. Говорю это с надеждой, что кто-нибудь из российских медиков подскажет, как быть. Мы ведь пока лечим в основном народными средствами - добром, лаской.
- А куда уходят дети после вашей реабилитации?
- У нас не принято усыновлять детей. Но у каждого малыша есть опекун. У многих - это дальние родственники. Однако не все могут взять ребенка из-за бедности. Ведь его надо не только содержать, но перед этим вылечить, сделать так, чтобы он не озлобился, в общем, поставить на ноги. Вот эту задачу мы и решаем. Кое-что, надеюсь, у нас получается. Да, посмотри сам, как они весело танцуют, даже не подумаешь, что у кого-то на глазах погибли родные, кто-то пережил такое, что и взрослый с ума сойдет. Саид зовет Алимхана:
- А ну покажи, как ты танцуешь.
Малыш вполне раскованно взмахивает руками и трогательно перебирает ножками...