Российский фильм «Блокадный дневник» получил главный приз Московского международного кинофестиваля
Нынешний киносмотр, 42-й по счету, проходил в непростой обстановке. Перенесенный с апреля, когда вовсю свирепствовала эпидемия, на начало октября, фестиваль вновь попал в непростую эпидемиологическую обстановку. Если старту ММКФ сопутствовало относительное коронавирусное затишье, то уже к середине фестиваля цифры заболевших в Москве резко поползли вверх. Во многом этим объясняется тот факт, что зрителей в фестивальных залах на сей раз было совсем немного. Но главное, что киносмотр состоялся, что приглашенные на него фильмы были показаны, обрели своих первых зрителей. А лучшие из них получили заслуженные награды.
В основном конкурсе ММКФ было заявлено 13 фильмов, четыре из них — от России. Еще одна лента — «Дочь рыбака» была снята на Апшеронском полуострове азербайджанским режиссером Исмаилом Сафрали, но ее продюсером выступил Александр Роднянский, так что ее тоже во многом можно считать российской. Понятно, что такое щедрое представительство российского кино возникло не от хорошей жизни. В неустойчивой эпидемиологической ситуации отборщикам ММКФ легче было опереться на договоренности с отечественными продюсерами и режиссерами.
Правда, это усложнило работу международного жюри, которое возглавлял российско-американский режиссер Тимур Бекбамбетов, и в которое входила популярная российская актриса Марина Александрова. Членам жюри все время нужно было помнить, что фестиваль все-таки международный, а не российский. Но, похоже, жюри в итоге со своей задачей справилось наилучшим образом.
Так, приз за лучшее исполнение мужской роли получил израильский актер Гур Бентвич, который сам написал для себя сценарий и сам же снял самого себя в фильме «Как сыр в масле», с юмором рассказывающем о муках творчества. Приз за лучшее исполнение женской роли достался британской актрисе Меган Первис из фильма «Хильда», повествующего о переживаниях выпускницы школы. Жюри отметило ее необычайно зрелую игру для столь юного возраста. Эта же картина, сочетающая себе элементы семейной мелодрамы, комедии, мюзикла, была удостоена приза за лучшую режиссуру. Его получил Риши Пэлэм, для которого «Хильда» стала режиссерским дебютом.
Спецприз жюри достался турецкому фильму «В тени» Эрдема Тепергеза, который несколько лет назад уже был победителем ММКФ с фильмом «Частица». Его новая картина, как и предыдущая, посвящена заботам и будням рабочего человека, что для сегодняшнего экрана редкость. ММКФ не мог не поддержать эту честную, пронизанную социальной болью ленту.
Наконец, главный приз «Золотой Святой Георгий» был присужден фильму «Блокадный дневник» Андрея Зайцева. События картины разворачиваются в первую блокадную зиму. По сюжету обессиленная, изможденная от голода молодая женщина (Ольга Озоллапиня), недавно похоронившая мужа, пешком через весь город идет к своему отцу (Сергей Дрейден), чтобы увидеть его в последний раз, попросить прощения и, скорее всего, умереть на его руках. Но, придя к отцу, она находит у него не смерть, а поддержку и веру в скорую весну и снятие блокады. Сценарий этого фильма режиссер написал по мотивам произведений Ольги Берггольц, Даниила Гранина, а также по дневникам и воспоминаниям участников тех событий.
Это страшный и прекрасный фильм, во время просмотра которого буквально останавливается сердце. То от леденящего ужаса, когда на экране оживают картины обледенелых, усеянных окоченевшими трупами ленинградских улиц, то от восторга перед высотой и красотой человеческого духа, которую являют нам вроде бы уже бесплотные людские тени, а на самом деле — живые, стойкие, несгибаемые, изнуренные и непокоренные ленинградцы.
Ранее мне приходилось смотреть тонкие, акварельной прозрачности картины режиссера — «Бездельники» и «14+», но в этом фильме Андреем Зайцевым взята какая-то совершенно иная творческая высота. Это грандиозная эпическая блокадная фреска, это фильм-реквием, это ленинградская «Герника». И это живое кино, пульсирующее теплом, состраданием, нежностью. Мне кажется, пройдут годы, и «Блокадный дневник» Андрея Зайцева будет соседствовать в истории кинематографа с такими фильмами, как «Иди и смотри» Элема Климова, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа.
Вручая режиссеру награду, Тимур Бекмамбетов так сформулировал решение судейского ареопага: «Главный приз — это приз за послание, за то, что важного фильм говорит нам всем, то, что мы как члены жюри хотим сказать сами. Мы понимаем, что живем в непростое время, я думаю, трудное время далеко не кончилось, нас в жизни ждут испытания. Но мы должны помнить, что самый большой грех — грех уныния. Мы всё переживем, мы все будем счастливы и, пройдя через испытания, станем лучше».