В Москве прошел парад музейных и экспериментальных машин
Этого праздника захотела даже небесная канцелярия: капризная осенняя погода расщедрилась на редкое в октябре солнышко. Не ударило в грязь лицом и московское правительство, выделив отличную площадку — Фрунзенскую набережную у Крымского моста. В результате посмотреть на два десятка старинных и современных троллейбусов собрались более 40 тысяч горожан. Они оценили качество реставрации музейных машин и привлекательность свежих разработок российских и белорусских машиностроителей. Успех, которого заслужил трудяга троллейбус за 83 года своей работы на благо москвичей! Хотя, если по правде, этот вид транспорта сегодня переживает не самые легкие времена.
Москва — обладательница самой большой в мире троллейбусной системы: более 600 километров линий, около 80 маршрутов, свыше полутора тысяч машин. Троллейбусные парады, традиционно проводящиеся уже много лет, напоминают нам, насколько прочно вошел в жизнь города этот вид транспорта.
Впрочем, в том, что касается погружения в историю, до 2016 года столица могла похвастаться самое большее демонстрацией машины МТБ-82Д — модели 1946 года, а этот экземпляр из музея «Московский транспорт» и вовсе произведен в 1954-м в городе Энгельсе. Раньше он неизменно возглавлял парады. И вполне заслуженно: это образец самого массового советского троллейбуса (до 1961 года выпущено 5000 штук), именно ему посвящена знаменитая песня Окуджавы «Последний троллейбус». Но в нынешнем году ветеран впервые уступил первенство машине почти на 20 лет старше: ЯТБ-1 производства Ярославского автозавода (выпуск 1936-37 годов) прибыл «на гастроли» из Санкт-Петербургского музея городского электротранспорта. Был найден энтузиастами на одном из дачных участков в виде остова, служившего бытовкой. Восстановлен с максимальным использованием подлинных деталей.
Сходная судьба и у большинства других ретромашин. Но как же они красивы сегодня! Вот за ЯТБ и МТБ идет третий по старшинству ТБЭС. Помню такие по своему глубокому детству: они возили публику по круговому маршруту тогдашней ВСХВ, нынешней ВДНХ (той экскурсионной троллейбусной линии не сохранилось). И казались гостями из фантастического будущего: сплошное остекление, включая матовую полупрозрачную крышу, редкостное по тем временам неоновое освещение, роскошные самолетные сидения... Удивительнее всего, что ровно такое же впечатление этот дизайн производит и сегодня. Вижу в толпе посетителей ведущую шоу Яну Чурикову, отправившуюся на экскурсию по образовавшейся мобильной выставке. И наблюдаю сцену, как мне показалось, неподдельного восторга: увидев на передке машины рельефную копию знаменитой скульптуры Сергея Орлова «Тракторист и колхозница» с главной арки ВДНХ, Яна прямо-таки прыгнула к ней и сделала селфи. А потом, зайдя в салон, замерла... перед громадным зеркалом на задней стенке: «Чуть не в пол, — восторженно выдохнула она в микрофон на всю Фрунзенскую набережную. — У меня дома такого нет».
Ажиотаж и вокруг самых современных машин. Вот электробус КАМАЗ-6282 — единственная на параде машина без штанг: питается от аккумулятора. В Москве такая пока одна, обслуживает 2-й маршрут от Филей до Александровского сада. Водитель Александр, впрочем, считает, что ее реального запаса хода — 65 километров — маловато, для мегаполиса нужно хотя бы 200. Да и заряжается долго — 4,5 часа.
Зато длинный (18 метров) сочлененный троллейбус «Витовт Макс» минского завода Белкоммунмаш своими обтекаемыми формами производит на посетителей впечатление космического пришельца. Или по крайней мере гостя из Западной Европы, где троллейбус в последние десятилетия активно развивается и машины подобного дизайна уже стали привычными. Однако дело не только в дизайне: минский троллейбус, объясняет мне водитель Виктория, имеет дизель-генератор, поэтому способен преодолевать участки без контактной сети.
Похоже, это качество московским троллейбусам будет становиться все более необходимым: только нынешним летом с центральных улиц убрали около десятка километров контактной сети. Объясняя это изношенностью и дороговизной ремонта. Неужели? На фоне гигантской реконструкции центра, затеянной в этом году, подозреваю, требовалось добавить еще совсем немного, чтобы привести в порядок и троллейбусное хозяйство. Уж вряд ли это стоило бы дороже, чем развеска громоздких и сугубо необязательных украшений, которые закрывают небо над московским центром. На мой же взгляд, грамотно подвешенный троллейбусный провод гораздо эстетичнее этих дизайнерских излишеств. Старая истина: красиво то, что функционально.
Троллейбусам также вменяют недостаточную маневренность. Да, они «привязаны» к проводам, от которых не могут отклоняться более чем на 4 метра. Но в центре, где большинство улиц нешироки, этот недостаток перестает быть критичным, и троллейбус здесь ничуть не более неповоротлив, чем автобус. Будучи, в отличие от него, экологически безвредным.
Зачем же убирают троллейбус? Вот что ответил «Труду» генеральный директор ГУП Мосгортранс Евгений Михайлов:
— Не хочется омрачать праздник, но троллейбус последние лет 25 находится в системном кризисе. Главная его причина — дефицит предложений со стороны отечественных производителей. Были бы хорошие троллейбусы, Москва бы их давно покупала. Точно так же, как заключила она сейчас огромный контракт на поставку 300 трамваев. Пока же мы, предприятие транспортное, а не машиностроительное, вынуждены сами развертывать сборку троллейбусов — первые24 из них будут сделаны до конца этого года. Мы также серьезно модернизируем производство спецчастей контактной сети, наладим их выпуск к новому году, что позволит увеличить скорость троллейбусов не только в Москве, но, возможно, и в других городах.
— Что касается демонтажа сети, — продолжил Евгений Федорович, — убрано порядка 1 ее процента. Так что говорить о качественном изменении ситуации в городе совершенно нет повода. Мы наблюдали некоторые провокационные заявления, связанные с проходившей предвыборной кампанией. Но ни одной жалобы от реальных пользователей общественного транспорта в связи с заменой старых медленных троллейбусов на современный быстрый автобус, не поступило.
Перспективы, согласно Евгению Михайлову, таковы: Мосгортранс подписал договор на поставку в этом году 12 троллейбусов с автономным ходом до 10 км. Хотя компания ТролЗа (тот самый завод в Энгельсе) не в первый, говорят, раз затягивает сроки, но к 15 октября машины все-таки должны начать прибывать в столицу. Если в зимних условиях они покажут себя хорошо, эта практика может получить развитие.
— Вы видите, доля электротранспорта в Москве неуклонно повышается, — подытожил гендиректор. Хотелось бы верить. Но пока даже там, где линии еще существуют и нам в принципе обещано возвращение троллейбусов, ходят автобусы. Например, на Садовом кольце. А ведь троллейбус — не просто транспорт, но часть московской легенды. Только вот сегодня Окуджава — житель Арбата, с которого троллейбус тоже ушел, — вряд ли написал бы свои строки: «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу...»
Яна Чурикова, телеведущая
— Почему я здесь? Потому что однажды было приглашение провести парад ретроавтобусов. Ну, работа есть работа — провела. Но мероприятие получилось настолько душевным, что решено было делать ретро-парады всех видов городского транспорта. Эти парады разнесены по разным временам года — идея Мосгортранса пошла в жизнь. А когда она пошла, стало ясно, что ее элементы не взаимозаменяемы, т.е. это по возможности должны быть всегда одни и те же люди. И вот все последующие парады, за исключением одного, вела я.
Делаю это с полным правом, т.к. общественным транспортом активно пользуюсь. Это заблуждение, что те, кого показывают по телевизору, не ездят на автобусах и трамваях. Очень даже ездят: что, будешь сидеть два часа в пробке, вместо того чтобы проехать три остановки на метро? С точки зрения логистики было бы глупо этим преимуществом не воспользоваться. Не далее как три дня назад спускалась под землю. У меня, между прочим, есть единый, чтобы вы представляли себе мой образ жизни... Говорите, затискают, замучают требованиями автографов? Да проблема ли дать автограф.
Насчет ухода троллейбусов из центра... Понимаете, есть инфраструктурные аргументы. Город меняется, растет, возникают новые задачи. Вот запустили Центральное транспортное кольцо, интересная инициатива. Другое дело, есть и ностальгические моменты, связанные с традиционным лицом города. Но с третьей стороны, вспоминаю Москву 90-х, когда у нее вообще не было никакой инфраструктуры и лица, а был просто серый город. То, что происходит сейчас, мне очень нравится. Понимаю, приходится балансировать между воспоминаниями и будущим, в которое нужно вести город. Окуджава бы про этот город лирическую песню не написал? Тут, по-моему, не может быть сослагательного наклонения. «Синий троллейбус» был приметой той эпохи. А у нашей эпохи — свои приметы...