Родился Валерий Константинович Утц в Александрове, том самом, где, когда оно еще было селом Александровским, Иван IV выбрал себе одну из своих многочисленных жен Марфу Собакину и где погубил сына в приступе ярости.
Впрочем, маэстро не особенно гордился местом своего рождения, всячески всегда подчеркивая, что вообще-то он коренной москвич, а появился на свет во Владимирской области случайно – мать Клавдия Ермолаевна, будучи на сносях, поехала туда навестить родственников, но силы не рассчитала.
Об отце рассказал, что его корни были из прибалтов, так что в его жилах течет и их кровь. С гордостью говорил о своей непростой службе в ракетных войсках в Бухте Провидения, откуда вернулся к мирной жизни в звании сержанта, так как остался на сверхсрочную. Потом несколько лет работал в НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов, что на 27-м км Киевского шоссе, откуда его судьба и привела в недалеко расположенный Внуковский авиаотряд. Здесь, кстати, он нашел и любимую супругу – бригадира бортпроводников Татьяну.
Он подрабатывал в отраслевой газете «Воздушный транспорт» публикацией фотографий, отражавших труд и быт Внуковского авиаотряда, где служил на базе ЭРТОС (Служба эксплуатации радиотехнического оборудования и авиационной электросвязи) в фотолаборатории, фиксирующей взлет и посадку самолетов. Но позже Валерий Константинович вплотную увлекся фотожурналистикой, которая ему была явно ближе. Утц очень быстро пошел в гору, дослужившись в отраслевой, а затем и в газете «Труд» до завотделом фотоиллюстраций. Утцевских «картинок», как он любил называть свои фото, всегда было больше, чем у его коллег, практически каждый номер без них не обходился. Этому было и свое объяснение – он был необыкновенно легок на подъем и порой, едва вернувшись из одной командировки, тут же собирался в новую. Чаще коллеги по первой его редакционной работе называли Валеру УТО («Учебно-тренировочным отрядом») - люди знакомые с аббревиатурами подразделений летающей отрасли, конечно, помнят, что в каждом авиаотряде были свои УТО, но руководство Министерства ГА настаивало, чтобы в газете они появлялись под именем УТЦ (центры). Чтобы не дай бог, американские империалисты и их приспешники не узнали, что на тогдашний всесоюзный «Аэрофлот» распространялись все характерные особенности и льготы оборонных отраслей, включая вполне суровый устав и выслугу лет.
Более пятнадцати лет Валерий Утц проработал в «Труде». Это были непростые годы. Он был под пулями на полях сражений войны в Нагорном Карабахе. Ни разу не отказывался от редакционных командировок в различные точки грузино-абхазского конфликта. А его выездов по заданию редакции в Чечню не счесть. В Брянской области он побывал с фотокамерой в самых радиоактивно загрязненных районах. Результатом этих поездок стали фотодокументы, свидетельствующие о том, что несмотря на заверения властей, люди брошены на произвол судьбы. В 2005 году вместе с нашим спецкором Вадимом Карповым он отправился из московских Хамовников в Ясную Поляну, прошагав по маршруту великого Льва Николаевича Толстого.
Во время Конкурса молодых исполнителей русского романса, Утц стал фотоакыном «Романсиады». Он больше всех коллег из своего цеха снимал мгновенья этого конкурса, стараясь не пропустить ни единого момента. Причем конкурсанты (и даже конкурсантки) настолько привыкали к его вездесущести, что перестали его стесняться даже в гримуборных.
Впрочем, не «Романсиадой» единой жил тогда Утц – в мире фоторепортеров у него был устойчивый и довольно высокий авторитет. Не говоря уже о том, как уважали Валерия его фотоколлеги из «Труда». Не зря прозвали руководимый им отдел так: «Утцы и дети». Кстати, он много раз становился лауреатом не одной профессиональной выставки. Валерий Константинович не напрасно называл свои снимки «картинками» – каждое его фото было плодом вдумчивой работы художника. Талантливого, взыскательного и неутомимого. Таким мы его все и запомнили….
«Труд» решил опубликовать несколько работ этого мастера.