МЕСТО ВСТРЕЧИ - РОДОС

В недавно выплеснувшемся на экраны блокбастере Стивена Спилберга "Война миров" Том Круз объясняет своему отпрыску, что высадившиеся на землю марсиане не террористы, а намного хуже. А тот спрашивает: ты хочешь сказать, что они из Европы?.. В этом проявились ложные стереотипы, рождающиеся на фоне ужесточающейся конкуренции цивилизационных центров.

Этот пример привел Кристофер Кокер из Лондонской высшей школы экономики на третьей сессии Мирового общественного форума (МОФ) "Диалог цивилизаций", размышляя с трибуны о том, что немногие готовы поступиться привычными взглядами, пойти на компромиссы и уступки. Кокер не видит свидетельств того, что "добрая старая" Европа готова "трансформироваться в результате диалога с мусульманским миром".
Не менее суровым в своих выводах был и Джагдиш Капур, один из трех сопредседателей МОФ, который объявил, что Россия проиграла соревнование в гонке за передовыми идеями, смирившись с предписываемой ей ролью сырьевого придатка.
Отказавшись от убаюкивания аудитории разными банальностями, и другие ораторы честно называли те "вызовы", что угрожают благосостоянию и безопасности граждан. Так, разъяснив, почему экономика, основанная "на силе знаний", не приемлет низкого качества "человеческого капитала", профессор Государственного института управления Владимир Морыженков назвал это веским поводом для того, чтобы нам, россиянам, требовать от правительства более умной политики - в первую очередь в области здравоохранения и образования.
В течение двух дней велись дискуссии в рамках поисков "новой модели сосуществования". Если "сохранится старая, основанная на эгоизме и насилии, на господстве и подчинении, тогда мир окажется на грани катастрофы, - заявил глава попечительского совета центра национальной славы России Владимир Якунин. - Становится все очевидней, что господствующий техногенный характер интеграционных процессов не позволяет действительно объединить страны и народы".
В бизнесе цыплят считают только по третьей осени, когда более или менее очевидно, удалось начинание или нет. МОФ как проект удался - это дискуссионное ристалище множится делением: возникают национальные центры, свой аналог будет в Армении, создается Восточно-Европейский центр Стратегического развития в Сербии и Черногории. Решено обзавестись совещательным органом - Консультативным Советом. Словом, МОФ приобретает черты "сетевого сообщества", и это подтверждается впечатляющим собранием экспертов и политиков тяжелой весовой категории. Владимиру Якунину даже пришлось заверять журналистов, что созданная им и единомышленниками структура не имеет планов стать аналогом ООН, хотя статусность мероприятия растет: в родосском форуме приняли на этот раз участие 410 делегатов из 46 стран.