ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ

Правительство России утвердило введение с апреля 2006 года экологических норм "Евро-2" для автомобилей, выпускаемых на отечественных автозаводах. Старых машин, уже бегающих по российским дорогам, нововведение пока не коснется.

К революции в отечественном автомобилестроении это решение уж точно не приведет. В том числе потому, что у заводов было время подготовиться - первоначально переход на "Евро-2" планировался еще с 2002 года. В итоге на ВАЗе сегодня новым нормам не соответствует лишь карбюраторная "классика". Но за ближайшие полгода ее обещают перевести на "впрыск". Остальные, более новые автомобили, с самого начала выпускались под "Евро-2", а некоторые модели - даже под "Евро-3". А этой осенью начато производство "десяток" и "Нив", соответствующих "Евро-4".
На ГАЗе уверяют, что уже год назад были готовы к переводу всего производства на выпуск машин, соответствующих новым экологическим требованиям, и ждали только решения правительства на сей счет. То же самое говорят на УАЗе. А свою "неторопливость" на обоих заводах объясняют заботой о кармане покупателя. Переоборудование автомобиля с "Евро-0" на "Евро-2" стоит 500 - 700 долларов. И как минимум на эту сумму теперь подорожают машины, на которых карбюратор будут менять на систему впрыска.
Но в скором будущем конструкторам и технологам российских автомобилей все-таки придется работать порезвее - если, конечно, они хотят сохранить на российском рынке российский автомобиль. Решением правительства предусмотрено, что с 1 января 2008 года начнет действовать стандарт "Евро-3", с 1 января 2010 года - "Евро-4", а с 1 января 2014 года - "Евро-5".
Неясно, однако, что делать с "грязным" выхлопом старых авто. Пока решено, что новые экологические нормы не распространяются на машины, бегающие сейчас по российским дорогам. Ведь иначе страна может в одночасье остаться без автобусов, автомобилей "скорой помощи", пожарных машин... Да и ветераны-автолюбители, сумевшие сберечь своих "железных коней" с незапамятных времен, когда об экологических нормах думали меньше всего, не должны расплачиваться за отсталость отечественного автопрома.
Замена автопарка в стране будет проходить естественным путем и растянется на долгие годы. И все это время нам придется дышать выхлопными газами, а при техосмотре фактически будут действовать двойные технические стандарты. Но, может, для избавления от древнего автопарка стоит перенять опыт Германии, где владельцам старых машин дают беспроцентный кредит на покупку нового, экологически чистого автомобиля?
А попутно позаботиться о том, чтобы экологически чистые автомобили не заправлялись "грязным" топливом. Месяц назад мэр Москвы Юрий Лужков был вынужден обратиться с письмом к премьеру Михаилу Фрадкову, в котором просил главу правительства запретить ввоз в страну моторного топлива с примесью тетраэтилсвинца - предельно ядовитого и для природы, и для двигателя внутреннего сгорания. В самой России производство такого топлива запрещено несколько лет назад, но в последнее время оно вдруг появилось в продаже. Проверка, проведенная в Москве, показала, что бензин привозной - из ближнего зарубежья.