На заседании Совета Европы обсуждались вопросы участия общественных организаций в исправлении лиц, совершивших преступления. В европейских странах давно поняли: чтобы вырвать человека из криминальной среды, избавить его от преступного прошлого, нельзя ограничиваться лишь усилиями государства и репрессивными мерами. С осужденными и теми, кто освобождается условно-досрочно, или, как это называется в Европе, выпускается под опеку, там работают общественные организации, добровольцы-волонтеры. В России за последние годы роль общественных организаций тоже выросла. По данным Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Минюста, сегодня осужденным оказывают различную помощь юридическую, медицинскую, психологическую, материальную - представители 300 организаций. В 38 регионах страны созданы попечительские советы. Успешно работают в исправительных колониях Советы родственников, религиозные и международные объединения.
На днях Госдума приняла в первом чтении закон об общественном контроле в местах лишения свободы, который подготовил бывший член президентской комиссии по помилованию, теперь возглавляющий общественный совет при Минюсте Валерий Борщов.
В российских колониях построено около 350 культовых сооружений. 80 тысяч заключенных обучаются в вечерних школах и профучилищах, многие заочно получают высшее образование.
В то же время лишь половина общественных организаций, помогающих осужденным, продолжает заниматься их судьбой и после того, как они отбывают свой срок наказания. Власти зачастую тоже не оказывают таким людям реальной поддержки. Едва ли не единственный положительный пример в стране - Башкортостан, там приняли специальную программу, создали реабилитационные центры. В итоге рецидив преступности, по данным ГУИН, в республике сократился аж в 5 раз!
- Закон о социальной реабилитации осужденных наши законодатели разрабатывают уже около семи лет, - говорит заместитель начальника ГУИН Сергей Болтков. - Конечно, исполнение такого закона потребует больших финансовых вложений, но выиграет прежде всего общество. Как бы уголовно-исполнительная система ни старалась помочь человеку, но если он выходит на свободу, а там его никто не ждет, зачастую все кончается новым преступлением и новым сроком.