НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ

В очередной раз политические тучи сгустились на горизонте российско-украинских отношений. На сей раз поводом стал факт на первый взгляд малозначительный: власти Краснодарского края начали ударными темпами возводить в Керченском проливе земляную дамбу, которая, как планируется, соединит украинский остров Коса Тузла с нашим берегом Таманского полуострова.

Ко вчерашнему утру уже отсыпали тысячи кубометров грунта. Полоска суши вытянулась в сторону Крыма уже примерно на 1,5 километра. До украинского острова осталось чуть больше. Зачем все это нужно? Российская сторона утверждает, что заботится исключительно об экологии. Шторма и морские течения в этом районе постоянно подмывают берег. Он рушится, вода постепенно подбирается к прибрежным поселкам, угрожает смыть и дома, в которых живут люди. В опасности даже ценные для археологов остатки древних византийских и греческих поселений.
И все это истинная правда. Но в нее отказываются верить в Киеве, где по поводу "стройки районного масштаба" разгорается политический скандал с участием президента Украины Леонида Кучмы. 30 сентября в МИД РФ поступила официальная нота от внешнеполитического ведомства соседнего государства. Следом в Москву вылетел министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. А на его родине уже вовсю раздаются призывы к созыву внеочередного заседания Верховной Рады для срочного рассмотрения вопроса, "угрожающего территориальной целостности Украины".
Наш министр иностранных дел Игорь Иванов попытался утихомирить страсти. После переговоров с украинским коллегой он высказал мнение, что работы по восстановлению береговой зоны Таманского полуострова "не нарушат договорных обязательств России и Украины". Но, похоже, только подлил масла в огонь.
А все дело в том, что уже много лет две наши страны безуспешно пытаются урегулировать пограничную ситуацию в Керченском проливе. Киев настаивает на юридическом оформлении линии государственной границы по срединной линии, которая должна пройти по центру траверза крымского мыса Кыз-Аул и таманского мыса Железный Рог. Россия не согласна. Такое положение дает Киеву серьезные экономические преимущества - из-за перепада глубин любые суда, следующие из Азовского в Черное море и обратно, вынуждены держаться ближе к крымскому берегу, а значит - платить Украине за проход через ее воды. В год этим маршрутом пользуются в среднем не менее 9 тысяч судов, так что речь идет о деньгах серьезных.
Но проблема не только в этом. Стоит нам согласиться с позицией соседей, и Азовское море из внутреннего, украинско-российского, тут же станет международными водами. Можно не сомневаться, учитывая все возрастающую нежность политических отношений между Киевом и НАТО, что боевые корабли альянса примутся осваивать новый для них театр плавания. А появление американских крейсеров и эсминцев у Таганрога и Азова - страшный сон наших генералов. И немалые расходы на разного рода военно-стратегические предосторожности.
Так вот украинцы, видимо, подозревают, что замызганные российские "КамАЗы", трудолюбиво ссыпающие камень в Керченский пролив, посланы туда не только экологами. Тянущаяся к Крыму коса изменит начертания береговой черты Тамани. А значит, и срединная линия, если уж вести по ней госграницу, приблизится к украинской территории. И кому тогда будет принадлежать фарватер - большой вопрос.