А НУ, ДЫХНИ!

Вчера депутаты Государственной Думы рассматривали поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Как пояснил зампред думского Комитета по безопасности Георгий Майтаков, эти поправки предусматривают для нарушителей запрета увеличение максимального срока лишения водительского удостоверения с одного года до двух лет.

"Ну и что? - спросит любой российский автомобилист. - Что изменится?" И будет абсолютно прав.
Сегодня, как известно, вождение автомобиля "под мухой" (но без аварий) обходится в Москве в сотню "зеленых", в провинции - от 500 до 1000 рублей. Плата, естественно, идет не в казну, а в карман человека с полосатым жезлом. Если поправки в Административный кодекс будут приняты, ставки, скорее всего, возрастут, и дорожно-патрульная служба существенно обогатится. Но ситуация на дорогах - смею утверждать это с полной уверенностью - не претерпит никаких изменений. Потому что не от строгости наказаний она зависит.
В мировой юриспруденции существует один непреложный принцип: принимаемые в государстве законы должны быть легитимными, то есть признаваться обществом разумными и выполнимыми большинством населения. Но, увы, это не про нас. Издревле известна и уже давно попала во все сборники крылатых фраз печальная истина: "На Руси чрезмерная суровость законов всегда компенсировалась необязательностью исполнения".
Борьба с пьянством за рулем - из этого числа. Сегодня водительские права имеет, по экспертным оценкам, от четверти до трети взрослого населения страны. Но убежденных трезвенников среди них - не более 10-15 процентов. Из оставшихся 25-30 миллионов человек подавляющее большинство абсолютно убеждено в недопустимости пьянства за рулем (или до того). Но именно пьянства! К которому вряд ли можно отнести кружку пива, бокал вина, стопку водки за обедом или ужином.
Цивилизованный мир, кстати, это признает: в большинстве развитых стран официально установлены предельно допустимые нормы содержания алкоголя в крови. В Великобритании, например, это 0,8 промилле, в Германии с недавних пор - 0,5 промилле. И там водитель, весело поужинавший вчера, поутру не боится автоинспектора. В Германии в обычных пивных на выходе стоят автоматы, замеряющие уровень "выхлопа" опрокинувшего кружку-другую, и любой интересующийся может полюбопытствовать, можно ли уже садиться за руль, или нужно съесть еще порцию сосисок с тушеной капустой.
Так власть поддерживает законопослушание.
У нас - увы! Недавно Минздрав, правда, сообщил о введении новой инструкции, согласно которой предельное содержание алкоголя в крови не должно превышать 0,2 промилле (200 граммов светлого пива или половина бокала сухого вина.). Но тут же последовало разъяснение, что эта норма относится лишь к пострадавшим в автоавариях - тем, кого нельзя лично доставить в нарокодиспансер и проверить на трезвость. У них будут брать такие пробы для установления обстоятельств аварии и определения виновника. Ко всем другим автоводителям России применима лишь одна норма - абсолютная трезвость.
Результат известен: по экспертным оценкам высокопоставленных сотрудников ГИБДД, в стране от половины до двух третей автомобилистов регулярно или периодически "чуть-чуть нарушают". Кто попадается - откупаются. Хотя все знают, что тем самым нарушают закон, никто себя правонарушителем не считает.