Эта фраза из «Мимино» вспомнилась в связи с сообщениями из Еревана. Там глава правительства выступил с упреками в адрес России (заявление в Москве сочли «неприемлемым»), а потом было объявлено о проведении в Армении совместных с американцами военных учений (в Кремле заявили о «настороженном отношении» к этому факту). Означают ли демарши, что Москва теряет союзника на Кавказе?
Георгий Бовт, публицист
— Такие учения проводятся не впервые, первый раз они прошли лет 20 назад. Конечно, в нынешней ситуации Москва болезненно улавливает подобные сигналы. А Ереван всячески показывает, что Россия не обеспечивает его безопасность как члена ОДКБ. И демонстрирует готовность принять тот самый желанный многополярный мир, о котором столько разговоров. Что делать? Ссориться нам сейчас некстати. На фоне санкций Москва очень зависит от Баку, Анкары, и от Еревана тоже.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
— Ереван последовательно выражает Москве неудовлетворение и дает понять, что на России свет клином не сошелся. Практического же значения нынешние учения не имеют. Пашинян готов использовать публичное размежевание с Россией, чтобы на нее возложить ответственность за потерю Карабаха. Демонстративный разрыв с Ереваном маловероятен. Москва позволит идти событиям так, как они идут. Что дальше? Возможен выход Армении из ОДКБ, это один из вероятных сценариев.
Константин Затулин, депутат Госдумы
— Есть Никол Пашинян, а есть армянский народ, и не всегда их интересы совпадают. Под впечатлением войны 2020 года премьер решил избавиться от Нагорного Карабаха. Косвенно помогает Пашиняну Азербайджан, перекрывая Лачинский коридор, нарушая достигнутые договоренности. Ответственность за происходящее Еревану удобно переложить на Россию. Москве нужно сохранять чувство собственного достоинства. При этом надо признать: сейчас Ереван встал на путь отдаления от Москвы. Учения с США — лишь один из шагов в этом направлении.
Андрей Серенко, эксперт Центра изучения современного Афганистана
— Для России сейчас не самое приятное время. Ее партнеры пытаются балансировать и дистанцироваться, и Армения тут не исключение. Однако география сильнее политических интриг. Как бы ни развивалась ситуация в Армении и в самой России, влияние нашей страны на Южном Кавказе останется сильным и даже решающим. Мы видим, как Москва экспериментирует с расширением имеющихся союзов — я говорю про БРИКС. Вне зависимости от того, когда и как закончатся события на Украине, нужно помнить: нашей стране нужны союзники, нельзя оставаться в одиночестве. И главное: чтобы эти союзники не оглядывались по сторонам, России очень важно заботиться о своей привлекательности в экономическом, геополитическом плане. Значит, настоятельно требуется многое пересмотреть, сделать так, чтобы к нашей стране тянулись и свои граждане, и иностранцы, и инвесторы. Нужно как минимум обсуждать трудности, а не замалчивать их.