Министерству труда не дают покоя тунеядцы и бездельники. Ведомство хочет призвать к порядку так называемых самозанятых граждан
Можно было бы всячески приветствовать сей факт, если бы под тунеядцами чиновники понимали в первую очередь лоботрясов, что вызывающе позируют на фоне пальм, мерседесов и белоснежных яхт. Но эти граждане могут спать спокойно, поскольку до них требовательная длань государства точно не дотянется.
Нет, Минтруд хочет призвать к порядку так называемых самозанятых граждан, которые работают без оформления трудовых отношений. Вот их-то чиновники и хотят обложить налогами. Правда, министр Максим Топилин на экономическом форуме во Владивостоке сообщил журналистам, что для объективности и справедливости следует оценить имущество, которое имеется в собственности таких граждан.
И вот он, рояль в кустах: в Госдуме сейчас как раз готовится законопроект о персонифицированном учете населения. «Тяжело идет, потому что тема специфическая, — пожаловался министр. — Надо собрать данные из многих источников о всех доходах — с тем, чтобы субъекты РФ могли определять данные налоговой службы и службы, ведущей учет имущества, земли и так далее».
То есть работа предстоит титаническая. Зато по ее итогам должен появиться «реестр тунеядцев» — людей, которые пользуются разными видами помощи от государства, включая бесплатную медицину, но при этом не вносят платежей в пенсионную систему и систему ОМС.
По данным Пенсионного фонда, к тунеядцам можно отнести 15 млн наших сограждан. «Эти люди находятся в трудоспособном возрасте, — пояснил Топилин, — но мы не видим поступления страховых выплат». Но черт, как известно, прячется в деталях. Формально, может быть, и так, но как отделить самозанятых от тех, кто хотел бы, но не может найти работу? Не говоря уже о том, что за фискальные сборы в правительстве отвечают налоговая служба и Минфин. А ведомство господина Топилина как раз и должно заниматься регулированием рынка труда, чтобы вынужденно безработных в стране было меньше.
В Министерстве труда говорят, что российский законопроект о налоге на тунеядство разрабатывается с учетом белорусского опыта. Там, напомню, два года назад был издан президентский декрет «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому все формально не работающие граждане должны каждый год выплачивать в бюджет 3,6 млн белорусских рублей (около 250 долларов). Декрет вызвал такие массовые протесты, каких еще не было в истории Белоруссии. В итоге власти вынуждены были дать задний ход с «налогом за тунеядство». Президент Александр Лукашенко приостановил сбор налога и пообещал вернуть деньги всем, кто трудоустроился. А в начале нынешнего года дал указание чиновникам к 1 мая обеспечить рабочие места для всех, кого скопом записали в тунеядцы. А это, как сами понимаете, куда труднее, чем стричь налог с безработного.
В феврале нынешнего года все тот же министр Максим Топилин публично заявлял, что размер налога на тунеядцев в нашей стране может составить 25 тысяч рублей в год. То есть речь идет о сотнях миллиардов, которых хватит залатать дыры в бюджетах ФОМСа и ПФР...
Вот только не пришлось бы чиновникам из Минтруда возвращать деньги, как это уже делают в Белоруссии, и заниматься прямым своим делом, то есть созданием рабочих мест.