ГЕРМАНСКИЙ ТРИУМФ

Алексей Герман-младший стал обладателем "Серебряного льва" Венеции. Три года назад Алексей Герман-младший уже чуть не выиграл главный приз Венецианского фестиваля. И пусть тогда после просмотра фильма "Гарпастум" зал аплодировал стоя, пусть для "Золотого льва" не хватило только одного голоса жюри, но чуть, что называется, не считается.

В этом году Алексей Герман был намерен покорить Венецию "Бумажным солдатом". Однако иллюзий не питал. Иначе не стал бы он брать обратный билет из Венеции на 6 сентября, то есть не дожидаясь церемонии закрытия фестиваля, и уж точно бы заблаговременно позаботился о шенгенской визе, которая истекала у него тоже 6 сентября. Не знаю, обращался ли уже Герман к астрологам, не знаю, верит ли он в магию чисел, но цифра 6 стала для него фартовой. Когда накануне, перед закрытием фестиваля, он вместе со своими близкими друзьями гулял на вечеринке по случаю показа в Венеции, во внеконкурсной программе фестиваля "Горизонты", картины Михаила Калатозишвили "Дикое поле", а венецианское жюри занималось гаданием - кому, что и как, - в 2 часа ночи раздался звонок: "Вас просят задержаться в Венеции и присутствовать на церемонии закрытия фестиваля". - "А как же авиабилеты и виза?" - "Это все поправимо и решаемо", - заметили на том конце провода.
Днем, за четыре часа до начала церемонии закрытия, пришло известие, что фильм "Дикое поле" не победил в параллельном конкурсе. Победа досталась филиппинской картине "Меланхолия". Одним из ее нехудожественных достоинств может считаться длительность - меланхолия по-филиппински идет 450 минут без антракта. Ожидание Германа становилось мучительным.
Гости стекались к фестивальному дворцу, съемочные группы других картин -их тоже попросили остаться. Вот под дождем вбежала во дворец ведущая церемонии закрытия фестиваля российская актриса Ксения Раппопорт, вот проследовали члены жюри, возглавляемые Вимом Вендерсом. Вот на красной дорожке появился Микки Рурк, видоизмененный до неузнаваемости пластическими хирургами. Секс-символ конца 80-х сопровождала собачка Лалли породы чихуахуа. Гости рассаживались, Ксения Раппопорт по-итальянски рассказывала, как ей приятно быть мадриной фестиваля, то есть, по-русски, крестной. Периодически вспоминая, что она все-таки актриса русского драматического театра, переходила на русский, обращаясь к еще одному русскому в тот вечер в зале - члену жюри сценаристу Юрию Арабову. "А теперь давайте, Юрий Николаевич, вскроем конвертик!". Это чтобы вручить кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
Юрий Николаевич конвертик вскрыл, а в нем вместо столь ожидаемого имени Энн Хэттуэй, звезды последнего фильма Джонатана Демма "Рэйчел выходит замуж", оказалось имя французской характерной актрисы Доминик Блан. А другой кубок Вольпи, только уже за лучшую мужскую роль, достался опять же не Микки Рурку, как все ожидали, а итальянскому актеру Сильвио Орландо за игру в картине Пупо Авати "Папа Джованны".
К этому времени Алексей Герман уже получил награду фестиваля за лучшую операторскую работу - приз, к слову сказать, учрежденный в Венеции только в этом году, как и за лучший сценарий, - и думал, что такая награда, безусловно, приятна, но стоит ли она того, чтобы жертвовать шенгенской визой?
Все сомнения развеялись буквально через несколько минут - когда автор "Бумажного солдата" удостоился "Серебряного льва". В этот момент Алексей Герман-младший был объявлен лучшим режиссером 65-го Венецианского кинофестиваля. С призом в руках он благодарил своих самоотверженных продюсеров и судьбу. А на итоговой пресс-конференции, когда Вим Вендерс ему сказал, что он все еще находится под впечатлением сцены взлета ракеты, дескать, как же Герману удалось такое снять? - лауреат парировал, что компьютерная графика и монтаж дошли таки и до России.
Главный приз фестиваля единогласно был присужден картине Даррена Аронофски "Борец". Пронзительная история о жизни на ринге и вне его с Микки Рурком в главной роли, который, как он сам сказал, в этой картине нашел столько параллелей со своей личной историей и трагедией профессионального боксера. В общем, сколько бы ни говорили венецианские снобы-кинокритики, что "на безрыбье конкурсной программы и золотая рыбка Поньо, мультипликационная героиня японской сказки Хаяо Миядзаки, может превратиться в "Золотого льва", Венецианский фестиваль доказал, что игровое кино по-прежнему может побеждать, а Голливуд - быть в мейнстриме.