- Ожидали ли вы такого урожая наград?
- Когда объявили нашу первую награду - за операторскую работу, я думал, что это все, больше ничего не дадут, поэтому, когда меня снова вызвали на сцену, я обомлел. Конечно, мы надеялись на успех, но одно дело - надеяться, другое - рассчитывать. Ведь наша картина - одна из 3600 заявленных, и помимо нее в основной конкурс прошли еще 20 лент, авторы которых - Китано, Миядзаки, другие режиссеры мирового уровня... То, что нам дали два приза, говорит о том, сколько прекрасных профессионалов работают в российском кино. Тем более что в Каннах и Берлине в этом году наших лент в основном конкурсе вообще не было. И нынешние призы считаю наградой и для моих товарищей продюсеров Артема Васильева и Сергея Шумакова с канала "Россия", без них не было бы ничего.
- Что, по-вашему, все-таки тронуло западного зрителя и жюри в этом типично русском фильме с его углубленными диалогами о смысле жизни, о том, "кто виноват"?
- Картина оказалась понятна очень многим людям самых разных культур и национальностей. Замечу притом, что мы не делали "матрешку на экспорт" - это действительно прежде всего русский фильм о нас и для нас. Но главное - фильм про людей, про их живые души.
- Насколько итальянцы восприняли такие специфически наши культурные знаки, как, например, песни Окуджавы, чья строчка дала название вашей картине?
- Удивительно, но они знают Окуджаву. По крайней мере часть их профессиональной публики. Во всяком случае, ни один критик (а у меня были два пресс-дня - по 12 часов плотного общения с журналистами) не сказал мне, что он фильм не понял. Например, очень высокую оценку ему дал Мишель Симан, почетный президент международного жюри критиков ФИПРЕССИ, один из самых авторитетных французских кинокритиков.
- Сейчас на Западе некоторые снова относятся к России с предубеждением, особенно после грузинских событий. Вы не ощущали какого-то давления?
- Да нет, политических вопросов нам задавали не так много. Были, конечно, четыре-пять сумасшедших журналистов, которых ничего, кроме политики, не интересовало. Мы лишь сказали, что происходящее сейчас на Кавказе - огромная трагедия, особенно если вспомнить, что русские и грузины больше 200 лет жили как братья, но именно поэтому мы надеемся, что это безумие скоро кончится. Кроме того, мы делали фильм три года, и он не имеет привязки именно к сегодняшнему моменту. В остальном же мы с самого начала расставили точки над i, сказав, что политикой не занимаемся. И профессионалы нас поняли - разговор с коллегами, с большинством критиков шел на языке кино. Мы обсуждали проблемы искусства, а не политики. И председатель жюри Вим Вендерс, и другие арбитры, мне кажется, давали призы совершенно не из политических соображений.
- Вы обронили фразу, будто ваш продюсер Артем Васильев в какой-то момент хотел продать квартиру ради фильма...
- В самом начале работы была достаточно сложная ситуация с финансированием, и Артем предложил такой вариант. Но я от него, конечно, отказался, мы нашли другой источник. И откровенно скажу: мне кажется, что в плане прибыли наш фильм, снимавшийся так непросто, будет даже более успешным, чем 90% того, что принято называть коммерческим кино.
- Груз славы тяжел?
- Да нет, не очень. Вес у этого венецианского "Льва" средний, наша "Ника" потяжелее будет. Но все равно - сегодня я самый счастливый человек на свете.
награды
РУCСКИЙ СЛЕД В ВЕНЕЦИИ
1. 1962 год - Андрей Тарковский за фильм "Иваново детство" получил "Золотого льва".
2. 1966 год - актриса Наталья Аринбасарова получила кубок Вольпи за лучшее исполнение женской роли в фильме Андрона Кончаловского "Первый учитель" (Алтынай).
3. 1991 год - картина Никиты Михалкова "Урга, территория любви" удостоена главного приза Венецианского кинофестиваля.
4. 2002 год - Андрон Кончаловский завоевал спецприз жюри Венецианского кинофестиваля за фильм "Дом дураков".
5. 2003 год - фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" получил высшую награду кинофестиваля "Золотой лев".
6. 2007 год - Никита Михалков награжден специальным "Золотым львом" за картину "12".
Кроме того, за короткометражные картины премировались Андрон Кончаловский (1961 год, "Мальчик и голубь" - "Золотой лев"), Ирина Евтеева (2007 год, "Клоун" - "Серебряный лев"), Леонид Рыбаков (2007 год, "Люди из камня" - спецприз жюри).