ДЭДУШКА С ПЭРСИКАМИ

Взрыв бомбы на Черкизовском рынке, погромы и поджоги в карельском городке Кондопога... Эти события в числе острых вопросов в очередной раз ставят на повестку дня и этот: а кто правит бал на российских рынках? Не секрет, что большинство из них, особенно в центральном регионе, принадлежит этническим группировкам, которые нередко "крышуются" милиционерами. И для обычных сельских мужиков столица как супермодель с обложки журнала: дразнит, но лучше о ней даже не мечтать. Заработать здесь все равно не дадут. Журналисты "Труда" попытались разобраться: можно ли у нас торговать честно?

"ЗАБУДЬ СЮДА ДОРОГУ!"
Несколько тонн яблок мордовский фермер Сашка Кавкайкин отдал в детский дом, когда понял: продать урожай на столичных рынках ему не светит. Кавказские короли прилавков на Рижском популярно объяснили жителю глубинки: "Или будешь торговать по указанным низким ценам, или вали обратно в свою Мордовию". Проигрывать фермер не любил и выложил товар на обочине рынка. Вскоре на него набросилась толпа южан. Торговцы вытряхнули парня из машины, а часть яблок раздавили каблуками. За расправой со стороны спокойно наблюдал милиционер с дубинкой. Он по-отечески посоветовал помятому Сашке: "Забудь сюда дорогу, если хочешь остаться целым".
Подобные истории происходят с провинциальными фермерами, штурмующими столичные базары, чуть ли не каждый день. Что уж говорить о простых дачниках, желающих продать урожай со своего огорода.
Конечно, не для кого не секрет, что наши рынки сильно криминализированы. И что цены на овощи и фрукты могли быть намного ниже. Путь к торговым прилавкам селянам закрыт не только в Москве. Достаточно выбраться в любой подмосковный город, чтобы увидеть всю ту же картину.
"ЮЖНЫЙ" - ДЛЯ ПАРНЕЙ С ЮГА
Как на рынках "делаются дела", мы убедились и на собственном опыте, когда попытались продать на балашихинском рынке 10 тонн саратовской картошки. На рынке "Южный" издавна торгуют азербайджанцы и армяне. А в последнее время их влияние на местные порядки лишь усилилось. Мы представились посредниками саратовского фермера, который хочет пригнать грузовик с картошкой. Местные торговцы предупредили: "Чужаков так просто к прилавкам не допустят. Надо договариваться с хозяевами".
- В общем, так: пригоняйте машину с товаром. Мы его здесь разгрузим, уложим в контейнеры, сами и продадим, - говорит азербайджанский делец, торгующий тамбовской картошкой по десять рублей за кило. - Возьмем товар оптом - по четыре рубля за килограмм.
Когда мы попытались договориться с другими, нас окружили охранники: "Откуда такие борзые? Разве не ясно, что здесь вам места нет. Или отдавайте нам картошку по четыре рубля, или мы вам не завидуем".
Впрочем, одним контролем рынка выходцы с Кавказа здесь не ограничиваются. Многие магазины и кафе уже давно принадлежат им. Местные жители, конечно, возмущаются, но до прямых столкновений с овощными королями, как в Кондопоге, здесь не доходит. Хотя массовые драки все же случаются. Последняя была в феврале, когда сошлись стенка на стенку армянские юноши и офицеры спецназа из местной воинской части. Как объясняли военные, прошедшие "горячие точки", они были вынуждены проучить гостей с Кавказа за их вызывающее поведение.
НЕ ВАШЕ КАЗАЧЬЕ ДЕЛО...
Если в Москве этнические группировки правят балом, потому что приносят доходы и нечистоплотным милиционерам, и чиновникам, то в провинции они работают под надзором местного криминалитета. Стоило в середине 90-х годов азербайджанцам в Саранске попытаться установить свои правила игры, как летучие отряды бритоголовых подростков разгромили их торговые точки. Теперь за спокойствие кавказские торговцы ежемесячно платят браткам приличную мзду.
Хотя передел сфер влияния на российских рынках начался именно с Москвы. Показателен пример с Даниловским рынком. Именно здесь произошел несколько лет назад первый скандал, связанный с борьбой за право диктовать свои условия. Столкнулись интересы московских казаков и азербайджанцев. Закончилось тогда для казаков все плохо. И бывший казачий рынок стал... азербайджанским. Нет, конечно, директор там русский. Но, по словам некоторых торговцев из Азербайджана, реальный "старшой" там некто Джалиль.
Походив по рядам рынка, мы поняли, что русскоязычных торговцев там, от силы, процентов тридцать. В основном это продавцы сметаны и молока, мяса и меда. Есть представители Рязани и Тамбова, торгующие картошкой и зеленью, но таких по пальцам пересчитать можно. Зато кавказцев - море.
Разоткровенничавшаяся торговка овощами из Тулы посетовала, что платить за места становится все дороже. Речь идет о так называемом неофициальном доходе с аренды торговых мест. По ее словам, цифра поборов варьируется от 100 до 200 долларов за место, в зависимости от продукции. Поторговать сухофруктами выйдет дороже, чем рыбой или соленьями. Учитывая, что в хороший "базарный" день здесь могут разместиться до 500 человек торгующих - сумма получается неплохая.
А КУДА ЖЕ СМОТРИТ МИЛИЦИЯ?
Даже милиционеры признают: "В нашей середе есть нечистоплотные сотрудники, которые сами занимаются поборами". Становится, к примеру, кавказец милиционером, и тут же на местном рынке его земляки начинают себя чувствовать королями. А бывает так: "Арестовываем 15 человек, которые не дают простым людям заниматься торговлей. И на следующий день узнаем, что из Азербайджана вызвано еще 15 парней, чтобы занять их места", - рассказывает один из борцов с экономическими преступлениями.
- Никого мы не прижимаем, торгуй на здоровье, - говорит Ваха Джагиев из Батуми, стоящий за прилавком с помидорами и огурцами на рынке в подмосковном Королеве. - Места всем хватит. Я бы и рад по соседству с русским торговать, но вы ведь сами сюда не идете!
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Александр КУЗНЕЦОВ, пчеловод-любитель:
- Был на московской ярмарке меда в Коломне - голова от цен закружилась. Под 400 рублей за килограмм зашкаливает. Понятно, что оплата аренды торговых точек, бензин в дороге - все это в копеечку выходит. У меня пасека в Волгоградской области, и я знаю, что есть и другие "накладные" расходы, после которых рискуешь остаться в убытке. Вокруг пасеки круглый год кружат "серые волки", ну от местной шпаны, желающей медком побаловаться, мы, пасечники, отбиваемся. А вот ребята с Кавказа - это матерые, их дробовиком не отпугнешь. Сами они, как говорится, "ни пахать, ни сеять", но как только мед качать начинаем - они тут как тут, предлагают купить весь сбор по цене... 25 рублей за килограмм. Смешно? Ничего подобного. К весне часть собранного меда я все-таки им сдаю по этой цене. И хорошо, если деньги сразу дадут, а то ведь чаще платить обещают "после реализации". Осенью мы мед весь продаем поблизости. Вывезти его в Москву - это значит на каждом посту ДПС придется раскошеливаться. Кавказцы смеются, говорят: "Давай поможем". У них дорожка в столицу накатана, все схвачено и оплачено. Как-то выпивал с гаишником, он мне обрисовал всю эту нехитрую схему: "С вами, мелкими пасечниками, одна морока. А кавказцы - клиенты постоянные. Они то помидоры, то яблоки и картошку, то мед везут. Платят без разговоров, и жаловаться не ходят. Конечно, нам выгоднее, чтобы вы сидели дома и дальше пасеки не высовывались, а дела делать лучше с кавказцами".
А КАК У ВАС?
ВОЛГОГРАД. Центральный рынок всегда был многонациональным. С начала девяностых годов "входными билетами" в торговые ряды заведовали теневые группировки. А в них - настоящий интернационал. Доходило до того, что крестьян останавливали с товаром на дальних подступах и те были вынуждены продавать его за бесценок. Торговали же в основном наемники все тех же группировок. Со временем ситуацию удалось переломить. К тому же число рынков в Волгограде выросло. Многим фермерам выгоднее не везти продукты через весь город, а сбывать их на многочисленных районных площадках. К тому же власти и бизнесмены организовали несколько постоянно действующих ярмарок, где торговые точки сдают только сельхозпроизводителям. А на центральном рынке местные продукты продают в основном "русскоязычные". Кстати, не обязательно крестьяне. Тут действует множество оптовых фирм.
Михаил ВЕРЖБА, соб. корр. "Труда"
КРАСНОЯРСК. Сметану и творог у Таисии Михайловны на красноярском Центральном рынке я покупаю уже пятый год. Женщина неизменно приветливо улыбается и приглашает заходить еще. Семья живет неподалеку, в пригороде, держит четырех коров и торгует молочными продуктами давно. Никаких претензий к руководителям рынка, а тем более - к приезжим торговцам у Таисии Михайловны нет. Говорит: "Живем дружно, помнится, на 8 Марта русские с кавказцами вместе лезгинку танцевали, пели наши песни.
Приезжие продавцы - в основном азербайджанцы, таджики, узбеки и киргизы. Они предлагают покупателям фрукты, овощи и зелень. Все прочие товары - мясо, рыбу, молоко, мед, овощи с огорода, грибы и ягоды - продают жители края. И условия для всех равные и достаточно приемлемые. К примеру, место в самом дорогом мясном ряду стоит 3 700 рублей в месяц, в овощном и фруктовом - 3 тысячи рублей.
Любовь РАК, соб. корр. "Труда"
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Скоро москвичам придется выучить название "Парк Хуамин". Так будет называться китайский квартал, который собираются построить в районе Ботанического сада. Китайские офисы, конгресс-холлы, выставочные залы, пятизвездочный отель, магазины и рестораны расположатся на 8,2 га столичной земли. Начало строительства намечено на 2007 год. Пока же в районе, который в скором будущем должен превратиться в маленький Китай, тишь да гладь.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Леонид Китаев-Смык, социальный психолог:
- Почему традиционно на рынках торгуют южане? Дело в том, что к нам едут не любые кавказцы, а пассионарные (энергичные, работящие). Естественно, они легко выжимают старушек с рынков. Кроме того, у большинства южан на психологическом уровне заложен протест против того, что их называют "младшими братьями". Они и лезут из кожи, чтобы доказать, что они успешнее. А поскольку делать они больше ничего не могут, вот и заполоняют наши рынки.