В течение последних 10 лет актеры становились у нас всенародно известными в основном благодаря сериалам. Даже такие абсолютные ныне кумиры, как Константин Хабенский и Михаил Пореченков, будучи уже широко известными в театральном Петербурге, всенародную славу обрели все же благодаря участию в сериалах "Убойная сила" и "Агент национальной безопасности". Не говоря уже о "Бригаде", которая известного актера Сергея Безрукова сделала звездой, а незнакомых дотоле широкой публике Павла Майкова, Дмитрия Дюжева и Владимира Вдовиченкова превратила в суперпопулярных артистов. Постепенно у зрителей да и многих начинающих актеров возникло твердое убеждение, что слава - вещь вполне доступная. Надо лишь в нужное время оказаться на кастинге какого-нибудь сериала. Но это далеко не так: молодым актерам пробиться к славе и финансовому благополучию по-прежнему сложно.
ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ
В Советском Союзе кино любили. Билеты были дешевыми, народ ходил в кинотеатры (в те времена говорили, что кино занимает в доходной части бюджета второе место после водки). Артистам работы хватало. Фильмов снималось много, поэтому помощникам режиссеров приходилось ходить по театральным училищам, театрам, ездить по стране в поисках новых лиц. На каждой киностудии работали актерские отделы, картотеки которых постоянно пополнялись за счет молодых и которые были золотым запасом отечественного кино. После развала Союза и крушения системы государственного кинопроизводства и проката закрепленные за киностудиями артисты занимались частным извозом, жили в долг, считая удачей редкие творческие встречи со зрителями. Многие из них в профессию не вернулись.
В конце 90-х кинематограф начал выстраивать новую систему координат, в которой ему предстояло существовать в дальнейшем. Вместо киностудий начали создаваться кинокомпании, киноконцерны и продюсерские центры. А на базе бывших актерских отделов - формироваться частные актерские агентства.
ДЕВОЧКА, ХОЧЕШЬ СНИМАТЬСЯ В КИНО?
Заканчивая театральный вуз, молодой актер встает перед выбором: либо активно обивать пороги кинокомпаний, принося свои фотографии и предлагая себя на новые проекты, либо стать клиентом актерского агентства, доверив ему свою творческую судьбу. Есть еще третий и наиболее оптимальный вариант - нанять частного менеджера, но начинающему артисту это не по карману. В большинстве же случаев, предприняв несколько безрезультатных попыток договориться с производителями напрямую, молодой артист становится клиентом одного из актерских агентств. Он верит, что теперь его судьба - в надежных руках. Но его ожидает ряд ловушек.
Агентство обладает большой базой артистов и соответственно заинтересовано в первую очередь в продвижении более известных, так как их ставки выше, а значит, и прибыль агентства будет больше. Молодого же актера выгоднее "продавать оптом", то бишь на большую роль в длинный-предлинный сериал. Таким образом, начинающий актер практически лишается возможности поработать в эпизодах полнометражных картин и автоматически попадает в обойму вечных сериальных героев.
Вадим Кабанов, менеджер по работе с актерами: "Актерские агентства представляют собой большие фабрики. Молодых актеров ломают, делая из них бабочек-однодневок. Сегодня некоторые начинающие думают, что если они снялись в сериале в одной из 4 сквозных ролей, - они уже звезды и требуют больше денег. Особенно если сериал шел на большом телеканале. Поскольку большой проект тянет за собой рекламную кампанию, вчерашний выпускник театрального вуза может действительно в одночасье стать звездой. Но эта ситуация также может очень негативно отразиться на его творческой судьбе. Потому что человек год-два "позвездит" в одинаковых образах, а потом перестает получать предложения. В этом есть элемент естественного отбора. И выживают в этой ситуации наиболее талантливые и способные адекватно оценить себя".
Технология работы агентства проста. Компания-производитель, желая заполучить в картину конкретного артиста, обращается в агентство или к частному менеджеру и с ним ведет переговоры об условиях контракта. Если же производители надумают обратиться к артисту, имеющему договор, напрямую, тот переадресует представителей компании к агенту - каждый должен заниматься своей работой. Существует и другой вариант, когда компания-производитель, задумывая снимать долгий сериал, заинтересована в том, чтобы набрать свежие, "не засвеченные лица". И производство дешевле обойдется, и занятость у молодежи поменьше, а главное, нераскрученный актер - без претензий и в переработку уходит с легким сердцем. Тогда производители просят у агентства что-то вроде "двух высоких брюнетов и одного мужественного блондина". При этом актеров даже не знакомят со сценарием, ограничиваясь синопсисом (кратким изложением сюжета).
Условия контракта актера с агентством зависят от его статуса. Начинающий, не имеющий имени, примет любые условия. Но в тот момент, когда он раскрутится и захочет уйти, ему предъявят контракт, согласно которому он еще должен сотрудничать с этим агентством определенное время.
КАЖДОМУ - СВОЕ
На Западе простая и четкая система отношений актеров и киностудий сформировалась много лет назад. Компания обращается в агентство, предлагает сценарий и высказывает свои пожелания в смысле исполнителей ролей. Агентство, давно работая с артистом и понимая, может ли быть интересным для него данный сценарий, предлагает его клиенту для чтения.
И актеры, и агентства там четко поделены на категории. Есть суперзвезды и есть агентства, которые с суперзвездами работают. С актерами полнометражных картин с меньшим бюджетом работают другие агентства. Существуют и агентства, занимающиеся исключительно сериальными актерами.
В России же, по большому счету, на всю страну существуют всего 3-4 актерских агентства. Все они находятся в Москве и занимаются артистами всех категорий.
Вадим Кабанов: "Наши агентства могут себе позволить продвигать одного более выгодного актера и не заниматься другими. То, что невозможно на Западе. Там агентства должны быть внимательны к каждому актеру, его работам и предложениям для него. А если артист начинающий - особенно, ведь надо дать ему как можно больше возможностей проявиться в различных жанрах: чем больше эпизодов, тем больше перспектив".
При этом на Западе существует четкая цифра - 10% гонорара актера за картину идет агентству. У нас, по разным сведениям, цифры колеблются от 5 до 25 %.
И О ГОНОРАРАХ
Известно, что актер категории А в Голливуде на съемках одной картины зарабатывает несколько миллионов и даже десятков миллионов долларов. Кроме того, помимо гонорара за съемки в картине, актер может получить процент от проката (если это оговорено в контракте), а также от рекламной продукции и продажи DVD. В России молодой актер за съемки в сериале получает от 200 до 500 долларов за съемочный день, активно снимающийся узнаваемый артист - порядка 1000-1500, а съемочный день звезды (уровня Павла Майкова или Марата Башарова) составляет от 2000 до 2500. Есть, правда, очень небольшая категория артистов (таких, как Олег Янковский или Инна Чурикова), чей гонорар за съемочный день может достигнуть 5000-7000 долларов, но такие наперечет. Количество съемочных дней может быть каким угодно: от одного до сотни. Вот и считайте. (Сергей Жигунов, например, за съемочный день в "Моей прекрасной няне" получал по 5 тысяч долларов, а всего в "Няне" -больше ста серий).
Подобная гонорарная вилка сложилась лишь в последние три-четыре года, когда сериальное производство было поставлено на поток. Этому предшествовал ряд крупных скандалов. Самые громкие из них были связаны с "ментами" из "Улиц разбитых фонарей". На протяжении нескольких лет актеры, уже ставшие всенародными любимцами, получали по 150-300 долларов за смену и оказывались бесправными в силу условий контрактов. И только когда истекали их сроки, а сериал оказывался под угрозой закрытия, ставки повышались. В конце концов финансовые противоречия между актерами и производителями привели к расколу "ментовской" компании.
Наш актер не получает ничего, кроме вышеназванного гонорара за фильм. Заработанные в прокате деньги возвращаются инвесторам и производителям, ну а прибыль от продажи видеоносителей в основном отправляется в карман пиратам. Опыт показывает, что на гонорар, заработанный каторжным трудом на первой картине, актеры, как правило, покупают себе очень скромную машину (даже Сергей Селин, он же Дукалис, на деньги, полученные за съемки в первых сезонах тех же "Ментов" смог купить всего лишь "Ниву"). Последующие два-три фильма дают возможность поменять ее на более солидную марку. И лишь спустя несколько лет успешной, интенсивной работы в кино и на телевидении медийные актеры могут позволить себе обзавестись собственной жилплощадью, при этом нередко прибегая к услугам банковского кредитования. Другое дело, что некоторым немногочисленным актерам значительный дополнительный доход приносит съемка в рекламе (до нескольких сотен тысяч долларов за ролик). Но лишь Олег Меньшиков, согласно данным журнала Forbes, единственный из отечественных актеров, кто имеет годовой доход свыше миллиона долларов.