ОПЕРАТИВНЫЙ ПСЕВДОНИМ - САРМАТ

Успех и популярность пришли к актеру Александру Дедюшко в 40 лет. До этого были долгие годы работы в театрах Минска и Владимира, переезд в Москву, безуспешные попытки завоевать столичную театральную сцену, съемки в массовке новогодних "Огоньков", эпизодические роли в сериалах. Двери в большое кино ему распахнул сериал "Оперативный псевдоним". А потом был "Сармат", благодаря которому Александр Дедюшко попал в обойму востребованных актеров. На следующей неделе канал "Россия" начнет показ второй части "Оперативного псевдонима", а график Дедюшко уже распланирован на год вперед.

- Александр, вы приехали в Москву в возрасте 33 лет, то есть будучи уже зрелым, состоявшимся театральным актером. А почему не сделали этого раньше?
- Я ехал в Москву не с намерением покорить столицу, просто хотелось реализовать свои актерские возможности. Меня не устраивало мое тогдашнее положение. Почему не получилось раньше? Наверное, головы не хватило, и не было никого рядом, кто бы надоумил или дал пинка и сказал: "Езжай в Москву!"
- На примере творческих людей, живущих в провинции, я знаю, что для них основными препятствиями на пути в столицу являются лень и страх вернуться домой, что называется, ни с чем. Что останавливало вас?
- Возможно, меня тоже посещали мысли о том, что может что-то не получиться и я не найду работу. Мне казалось, что в Москве все должно быть самым-самым: лучшие театры, а в них - лучшие артисты. Но оказалось, что это не совсем так. Конечно же, в первый год московской жизни мое состояние было достаточно депрессивным. Полноценно работать в профессии я начал года три спустя после переезда. Короче, легкая внутренняя паника присутствовала.
- То есть Москва приняла вас не сразу...
- Почему она должна была принимать меня с распростертыми объятьями? Я был никому не известным человеком. Меня взял в свой театр Валерий Беликович. Я играл у него в одном спектакле, но что-то не совсем пошло. В результате театр уехал на гастроли, а я остался и потом уже туда не вернулся. Полгода ходил на репетиции к Арцибашеву. Репетировали "Гамлета". В результате он сказал мне: "Извини, ты же хочешь работать, а я не смогу дать тебе то, что тебе нужно". Потом я попал во МХАТ. Были вводы в разные спектакли, небольшие, но интересные роли. Поступали мы вместе с Сашей Семчевым. У него резко пошли дела в гору, а у меня не очень. В результате мне сказали, что не видят перспективы моей карьеры в этом театре, и мне снова пришлось уйти. Но я сильно по этому поводу не переживал, потому что, как театральный артист, я к тому времени уже состоялся, и за плечами была масса интересных спектаклей и главных ролей в театрах других городов. Нужно было думать о том, как прокормить семью. Но как? Вагоны уже никто не разгружал. В юности я, как и многие актеры, подрабатывал этим. А сейчас, для того чтобы работать грузчиком, нужно иметь протекцию, просто так не устроишься на эти нынче очень прибыльные места.
- Как вам все-таки удалось пробить каменную стену и прорваться на экран?
- Я пришел на пробы в "Оперативный псевдоним". Мне предложили какую-то эпизодическую роль - я отказался. Предложили другой эпизод - я снова отказался. Просто так с пистолетом бегать неинтересно. Я знал, что у них не было исполнителя на роль главного героя, и сказал: "Попробуйте меня, что вам стоит? Не понравится значит не понравится". Попробовали. И в результате я получил главную роль.
- Москва вас изменила?
- Не думаю. Я приехал сюда человеком сформировавшимся, со своими принципами и взглядами. Хотя мы всегда подвержены влиянию обстоятельств. Возможно, я стал более холодным, но более терпимым и менее категоричным.
- А есть, на ваш взгляд, у приезжих актеров некая фора перед москвичами?
- Возможно, они более цепкие, настырные, потому что надеяться им не на кого и отступать некуда.
- Пока кинематограф использует, скорее, вашу фактуру, нежели актерские возможности. Вы не боитесь стать заложником своего брутального образа?
- Нет, не боюсь. Я надеюсь, что мне удастся переломить ситуацию. Тем более что предпосылки к этому есть. Недавно в комедийном сериале "Дружная семейка" я сыграл небольшую, но очень забавную роль капитана Шишкина. Это "желтый берет" - собирательный образ - пародия на все то, что я играл и в "Сармате", и в "Оперативном псевдониме". А вот в новой картине Юрия Морозова "Русский бизнес ХХI века" играю наркодилера. И хоть я держу пистолет в руках, но это совсем другой образ, нежели все то, что я играл раньше. Сейчас мне поступило очень интересное предложение сняться в одной драматической истории - мужчина, женщина, машина... Надеюсь, что мне удастся по времени развести этот проект с очередной бегалкой-стрелялкой, потому что история очень интересная. Но в принципе и в том амплуа, в котором мне пока приходится работать на экране, я ощущаю себя комфортно.
- Почти у каждого актера есть заветная роль, которую хочется сыграть. У вас есть такая?
- Да, я с юности мечтаю сыграть Сирано. Но пока никто из режиссеров мне этого не предлагал. В принципе я, как и большинство актеров, считаю себя артистом разноплановым, способным на многое. А если серьезно, то мне еще с института очень нравятся характерные, комедийные роли,. Я не боюсь быть смешным, мне это нравится.
- Вы так естественно выглядите в сценах драк на экране, что можно предположить - были драчуном с детства.
- Я никогда не был хулиганом, но драться приходилось. Я был спортивным ребенком, который мог сдачи дать, а мог и получить, смотря на кого нарвешься. Во времена моего детства и юности было такое, что шли стенка на стенку, улица на улицу, квартал на квартал. Я не принимал участие в глобальных акциях подобного рода, но в каких-то разборках участвовал. Мне, к сожалению, было очень мало лет, когда мы остались одни с мамой и братом. Моя мама очень верующий человек. Она с детства прививала мне какие-то общечеловеческие ценности - не ври, не воруй. Но во многом меня воспитывал и мой старший брат. Так что трудно сказать, как именно он делал это и что в результате повлияло на мой характер больше - семья или улица...
- А в воспитании своего шестилетнего сынишки вы стараетесь оградить его от постороннего влияния?
- Я стараюсь его воспитывать так, чтобы он умел самостоятельно принимать решения, справляться с проблемами. Конечно, я всегда буду готов ему помочь, но все-таки мне хотелось бы, чтобы он вырос нормальным самостоятельным мужчиной. Возможно, я жесткий отец, но учу его доводить все до конца. Он часто бросает то, что у него не получается, а я ему говорю: пока не сделаешь, не пойдешь гулять, не будешь смотреть телевизор и т.д. Он, конечно, злится, но приходится подчиниться.
- А как бы вы отнеслись к тому, если бы ваши дети захотели стать актерами, учитывая, как сложно вам досталась широкая известность в этой профессии?
- Я не стану ни навязывать им свой выбор, ни препятствовать ему. Сами разберутся. Моя дочь от первого брака Ксюша увлекается английским языком. А сыну съемочный процесс пока нравится. Он снимался в "Сармате", играл моего сына. Правда, это была эпизодическая роль, но со словами. Он был очень доволен: получил денежку, пошел что-то себе покупать. И сейчас вовсю снимается в рекламных роликах.
- Ваша супруга тоже актриса...
- Да. Пока Светлана снимается в рекламе. И я считаю, что для актера работать в рекламе незазорно, как любят о том говорить некоторые коллеги. Хотя, честно говоря, не все работы жены мне нравятся. Я не считаю, что съемки в рекламе могут каким-то образом повредить карьере актера, если он, конечно, актер. Напротив, это достойный способ заработать себе на жизнь. Я тоже в свое время снимался в рекламных роликах. Но это была, скорее, имиджевая, а не коммерческая реклама. Скажем, я снимался в сюжете, направленном против видеопиратства. Кстати, именно в этом ролике меня заметила моя будущая супруга... А когда мы приехали в Москву и нам надо было платить за жилье, опять же выручала реклама. Скажем, за съемки в рекламном ролике тренажеров "Кетлер" я за два съемочных дня заработал 700 долларов. Для нас тогда это было очень важно.
- Вы в отношениях с женой любите главенствовать или же предпочитаете партнерство?
- Скорее второе. Иногда, правда, когда дело касается каких-то принципиальных вопросов, могу упорно настаивать на своем, но в принципе я демократичен в отношениях.
- А какой тип женщин вам нравится?
- Я не привередливый человек в этом плане. Женщина должна быть умная, красивая, ухоженная. Еще, скажем, мне нравятся стройные женщины. Но, когда влюбляешься, особо не задумываешься, насколько человек соответствует твоему представлению об идеале.
- Как ваша семья проводит свободное время?
- Мы любим на весь день выезжать на природу в Подмосковье, на Клязьминское водохранилище, например. Шашлык, чай на костре - что может быть лучше.
- Естественно, как и подобает мужчине, шашлык готовите сами?
- Да, шашлык или еще что-нибудь приготовить могу. Хотя в принципе я не кулинар. Но мне повезло: жена готовит отменно.
- Судьба ведет вас или вы ее ведете за собой?
- Трудно сказать. Знаю только, что если я ставил перед собой какую-то цель - я ее добивался. Пока, конечно, все еще не совсем так, как мне бы хотелось, но иду я в верном направлении. Хотелось бы двигаться быстрее.