- Александр Георгиевич, просматриваются ли какие-либо аналогии?
- Пожалуй, нынешняя трагедия больше всего напоминает теракт в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года. Та же иезуитская схема - захват большого количества детей и подростков, прикрываясь которыми террористы обеспечивали себе дополнительную страховку. Этот подлый расчет был использован еще в Буденновске, где они захватили горбольницу. Но шаблонов быть не может. Там хотя бы преступная акция была идеологически персонифицирована: Шамиль Басаев сразу взял за нее ответственность на себя. Нынешний теракт с момента захвата школы был анонимным.
- Складывается ощущение, что ополченцы из местных жителей помешали профессионалам.
- Предпринимать немедленный штурм школы силами спецназа, как это произошло на Дубровке, и не планировалось. Поэтому их отвели с первой линии, чтобы не спровоцировать боевиков. Вместе с тем специалистам сразу было ясно, что так называемый перуанский вариант, когда более ста дипломатов в японском посольстве были освобождены после длительных переговоров, - тут не пройдет. Спецподразделениям пришлось действовать, исходя из складывавшейся ситуации. Очевидно, предстоит совершенствовать технологию подавления боевиков в населенных пунктах, в местах скопления мирного населения, оснащать спецподразделения новейшими средствами для нейтрализации взрывных устройств, точечного уничтожения боевиков.
- На что могли рассчитывать террористы?
- Они понимали, что живыми не уйдут, чем и объясняется их запредельная жестокость. Скорее, надо говорить о мотивах "кукловодов", тех, кто задумал этот теракт. Они вполне осознавали, что требования об отделении Чечни, выводе оттуда федеральных войск невыполнимы. Тем более после прошедших недавно президентских выборов. Вполне очевидно, что это очередная попытка взорвать ситуацию на Северном Кавказе. Это не удалось сделать нападением боевиков на Назрань и Грозный. Теперь "запал" поднесли со стороны Северной Осетии. Нет сомнений в том, что все террористические акции последних двух недель против России были скоординированы. Ситуация требует срочно создавать новую систему антикризисного управления, прежде всего на Северном Кавказе. И начинать ее предстоит с концентрации усилий правоохранительных органов по линии борьбы с террористическими угрозами.