Россия должна заработать на арктической нефти 8 трлн рублей уже в 2030 году
Чтобы оценить масштаб задачи, достаточно одного сравнения: 8 трлн рублей – это две трети доходной части сегодняшнего федерального бюджета. За ближайшие 12 лет нам требуется увеличить объемы добычи нефти впятеро – до 66,2 млн тонн в год, а газа нарастить вчетверо – до 230 млрд кубометров в год. Как верно заметил премьер Дмитрий Медведев, «конкуренты и те, кто вообще занимается шельфом в мире, работают гораздо быстрее нас, поэтому надо действовать». Вот только по каким правилам действовать?
Вопрос первый и главный: кому доверить добычу арктических богатств? Российское законодательство разрешает разрабатывать шельф только госкомпаниям, имеющим опыт такой работы более пяти лет. У нас это «Роснефть» и «Газпром». Но, по оценке независимых экспертов, самостоятельная разработка нефтегазовых месторождений Арктики может растянуться на сто с лишним лет. Такого времени просто нет. О чем Дмитрий Медведев напомнил: «Вообще надо помнить о том, что каждые 50–70 лет в мире происходит энергетическая революция. И еще неизвестно, где через соответствующий период времени мы окажемся с нашими углеводородами…»
Тем не менее за рубежом немало охотников на российские природные богатства. Арктический совет, в состав которого входят Россия, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия, Швеция и США, раньше был чисто совещательным органом. Теперь госсекретарь США Хиллари Клинтон предлагает наделить его особыми полномочиями, чтобы «решать вопросы разработки арктических нефтяных и газовых месторождений».
В большую игру за заполярные недра вступает Китай. Еще год назад бывший госчиновник, ныне китайский миллиардер Хуан Нубо предложил исландским властям продать ему 300 тысяч кв. км земли на северо-востоке острова под строительство курорта. Исландия, находившаяся на грани дефолта, была рада приходу новых инвесторов. Но эксперты предполагают, что этот ход был сделан в интересах правительства КНР, чтобы впоследствии китайский бизнес мог претендовать на долю в арктическом пироге.
Предложения о совместной работе поступали из КНР и в Россию. «Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы бы хотели, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохода наших судов через свои воды», – заявил заместитель директора Центра по изучению полярных территорий Управления исследований океана КНР Ли Юаньшэн.
В Шанхайском морском университете подсчитали, что эксплуатация Севморпути сэкономит их стране 60–120 млрд долларов в год. Китайцы справедливо считают, что ключ к арктическим воротам означает контроль над новым путем развития мировой экономики.
Но Россия пока намерена сама зарабатывать на эксплуатации Северного морского пути. Еще более важен для страны полный контроль за добычей и разработкой нефтегазовых месторождений арктического шельфа. Причем контроль именно государственный, учитывающий коммерческие аспекты, но не зависящий от них напрямую.
Кстати, сегодня во всем мире освоение шельфовых месторождений ведется только под прямым присмотром государства, с непременным его участием.
Этой же стратегии пока придерживается и наша страна, привлекая иностранные фирмы лишь в качестве партнеров отечественных госкомпаний. Крупнейшая из них – «Роснефть» – уже заключила соответствующие соглашения с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil.
Аналогичную систему совместной разработки перспективных месторождений предлагается применить и в рамках частно-государственного партнерства с российскими частными компаниями.
Тем самым и сроки освоения можно кардинально сократить, и частный интерес будет сочетаться с общественным. Естественно, контроль остается за государством, как и преимущественное право на прибыль (которая идет непосредственно в государственную казну). То есть лизнуть и даже откусить от арктического эскимо могут партнеры, но держать его за палочку будет государство российское в лице своих госкорпораций. Не все согласны на такой вариант. «ЛУКОЙЛ» как российская национальная компания считает, что должна иметь равные с госкомпаниями условия для разработки месторождений континентального шельфа своей страны», – заявляет глава этой компании Вагит Алекперов. Вопрос в том, действительно ли эту компанию можно назвать российской национальной. На официальном сайте указано, что главе компании Алекперову напрямую принадлежит лишь 1,89% акций. Основная часть пакета – 76,67% – находится в номинальном владении «ИНГ Банк (Евразия)», российской компании с юридическим адресом в Москве, на улице Краснопролетарской. Но сам этот банк на 99% принадлежит голландской финансовой группе ING Commercial Banking с юридическим адресом в Амстердаме. В частном бизнесе это считается абсолютно нормальным. Но мы-то сейчас ведем речь о стратегических интересах государства…
Компании «Роснефть» и ExxonMobil объявили о начале тендерных процедур с целью получения предложений по проектированию и изготовлению гравитационной платформы арктического класса. Этот проект осуществляется в рамках подготовки к реализации стратегического сотрудничества между компаниями по освоению арктического шельфа.
Платформа должна быть изготовлена с учетом самых последних технологий, требований экологической и промышленной безопасности, предъявляемых к сооружениям, осуществляющим деятельность в экологически чувствительных регионах и сложных арктических условиях.