ЭМБАРГО НА ДВОИХ

Очередной скандал, связанный с Ираном, разразился в минувшую пятницу. Госдепартамент США ввел санкции против двух крупнейших российских госкомпаний - "Рособоронэкспорт" и ОАО "Сухой".

Формально им вменяется в вину нарушение принятого еще в 2000 году американского закона "О нераспространении в отношении Ирана", который накладывает эмбарго на сотрудничество с этой страной в области распространения оружия массового уничтожения. На самом деле причины, как представляется, гораздо глубже. Решение американского госдепа - это очередное свидетельство углубляющихся противоречий Москвы и Вашингтона, которому явно не нравится растущая самостоятельность России в международных делах.
В официальном заявлении бюро по международной безопасности сказано, что "ни одно министерство или агентство правительств США не может поставлять вышеперечисленным зарубежным сторонам... любые товары, технологии и услуги". В "Рособоронэкспорте" это заявление прокомментировали "Труду" так:
- Никаких экономических потерь от этих санкций мы понести не можем, поскольку с американской стороной в области военно-технического сотрудничества у нас практически нет никаких контактов. Наше сотрудничество с Ираном, в отношении которого не действуют никакие международные санкции, ограничивается поставками исключительно оборонительных вооружений.
Действительно, заключенный в декабре прошлого года контракт на поставку Тегерану 29 ЗРК "ТОР-М1" на сумму 700 миллионов долларов, уж никак нельзя расценивать как распространение ОМУ. Так же, как и контракт на ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24, которые Иран приобрел у нас почти 15 лет назад. Но в свете ядерной проблемы Ирана эти контакты явно раздражают Вашингтон. Как и в целом то, что по объему торговли оружием Россия почти сравнялась с США, отвоевывая все новые рынки. Достаточно вспомнить недавнее соглашение с Венесуэлой на поставку 24 истребителей Су-30 и 100 тысяч автоматов Калашникова, которое вызвало за океаном довольно сильное недовольство.
В более сложном положении, правда, может оказаться холдинг "Сухой". В Иран, по выражению зам. генерального директора Вадима Разумовского, за последние восемь лет "мы не поставили ни одной гайки". Но программу создания российского регионального самолета (RRJ) "Сухой" планировал продвигать при активном участии компании "Боинг" и некоторых других. Самолет еще находится в чертежах, а под будущий лайнер уже готовятся многомиллионные контракты. В этих условиях потеря заокеанского партнера может сказаться на финансовом благополучии холдинга. Не случайно первой реакцией руководства была высказанная надежда, что "в ближайшее время санкции будут отменены, потому что для них нет оснований". Впрочем, и американцы могут от всей этой заварушки остаться внакладе. "Аэрофлот" планирует в ближайшее время приобрести 22 дальнемагистральных самолета на сумму почти три миллиарда долларов, имея виды прежде всего на Боинг-787. А сейчас всерьез рассматривает вариант и с европейским А-350. Словом, попытка госдепартамента США заставить российские компании играть по их правилам в конце концов, как это не раз бывало, может оказаться бурей в стакане воды, но нервы обеим сторонам потреплет.