Другое дело - те, кто умудрился столь замечательно выстроить опрос, чтобы получить такое дружное выражение "ненависти" к писателям, чтимым и читаемым во всем мире. К сожалению, у нас теперь в моде сомнительная аргументация под флагом "научности". В том числе и при обсуждении важнейших проблем образования. Так, Борис Немцов, противник введения 12-летки, заявил на парламентских слушаниях, что школьники при опросе поддержали его позицию. А что, мог быть какой-либо другой результат при совете с такими "массами"? Что же касается преподавания литературы в школе, то был проведен широкий опрос населения: какая письменная работа по литературе и русскому языку предпочтительнее для выпускных экзаменов? За диктант проголосовали 12 процентов, за изложение - 40, за сочинение - 40. Вот вам и обоснование для предлагаемой замены сочинения изложением - рейтинг у них одинаковый! Выходит, можно пренебречь традициями российской школы, согласно которым сочинение - это, как-никак, еще и проверка уровня гуманитарного мышления.
Напомню, что существуют три системы изучения литературы: литературоведение как "большая" наука, учебное вузовское литературоведение и школьный курс литературы, для которого "научный подход" не годится. Учитель-словесник формирует эстетический вкус, развивает чувство слова, историзм мышления, делает уроки литературы уроками жизни. В школах России уроки литературы издавна начинались с 1-го класса, с хрестоматий для чтения, с русской классики. Путь, известный многим поколениям. Русского читателя воспитывала начальная школа. Но вот сегодня в семействах потомственных читателей, собирателей домашних библиотек с изумлением обнаруживают, что их дети - не то, что не любят читать, а не умеют. Об этом же говорят психологи. По их наблюдениям, произошли существенные изменения детской психики и интеллекта, дети вообще плохо воспринимают любую печатную продукцию.
Ну и как же отреагировали составители школьных программ на появление генерации школьников, не способных одолеть в 5-м классе "Кавказского пленника", а в 10-м "Войну и мир"? Отреагировали, что называется, оперативно. За последние годы в начальной школе как раз уроки чтения и сведены до минимума. И этот минимум проецируется на все последующие годы учения. Если к середине 80-х годов у старшеклассников было 4 урока литературы в неделю, а еще совсем недавно - 3 урока, то по представленному осенью прошлого года базисному учебному плану на литературу отвели лишь 2 часа в неделю. Причем при условии, что, кроме отечественной словесности, в программу входит изучение мировой классики и современных зарубежных авторов.
Из-за такого отношения к школьному "предмету номер один" даже как-то отошли на второй план идеологические разногласия - не только по преподаванию детям русской литературы XX века, но и по XIX, когда в связи с возвращением в программу Достоевского и Лескова собирались выбросить оттуда Чернышевского и Добролюбова. Теперь в опасности само существование полноценного школьного курса литературы. Учителю-словеснику просто не дадут времени.
Новое понимание литературы как предмета лишь информационного задано в принятых правительством "Основных направлениях социально-экономической политики" (2000 г.). Запланирована модернизация образования. До сих пор в основе нашей национальной системы образования были фундаментальность и гуманитарность. Это выражено и в Доктрине образования, тоже утвержденной правительством год назад. Но теперь, согласно планам модернизации образования, "в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное общение". И дальше в "Основных направлениях... " говорится о необходимости дать выпускникам средней школы "базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология... )". Как все понимают, "базовые навыки" - это не обучение всерьез. Зато фундаментальности и гуманитарности места не останется. Литературы не будет.
Все это происходит уже сейчас и выражено в школьных программах по литературе, на которые обязаны ориентироваться и авторы учебников. Например, в 9-м классе вошли в программу Шекспир ("Ромео и Джульетта"), Сервантес ("Дон Кихот"), Мольер ("Тартюф"). Из русской классики - Ломоносов, Державин, Карамзин. Затем Грибоедов "Горе от ума", Пушкин "Евгений Онегин", Лермонтов "Герой нашего времени", Гоголь "Мертвые души", Толстой "Юность", Тургенев "Первая любовь". Ну а поскольку у нас принят концентрический курс литературы, то программа включает в себя и XX век: Горький и Бунин, Булгаков и Шолохов, Блок, Есенин, Маяковский и еще много имен современных авторов. В 10-м классе школьники вернутся к Карамзину, но уже не к "Бедной Лизе", а к "Письмам русского путешественника" и опять - к XX веку.
Два урока на "Горе от ума". Пьесу, которая разошлась на пословицы, новое поколение знать не будет. На "Евгения Онегина" - два часа, на "энциклопедию русской жизни". При такой суете в детских головах могут удержаться только "базовые навыки". Многие из школьников уже не владеют русским литературным языком. Принцип информативного учебника по литературе - сочетание внушительного списка имен и произведений с убогостью пояснительных текстов. Информационный учебник - это, как правило, учебник-хрестоматия: под одной обложкой - отрывки из произведений классиков и то немногое, что надо знать об авторах. Появились школьные энциклопедии с кратким пересказом сюжетов. То же и в брошюрах. Но если такую брошюру можно отнести к дикостям книжного рынка, то примитивный уровень тестов по литературе - официальный курс.
Вокруг этих тестов тоже ведутся жаркие споры. Школьник может получить пятерку, угадав, которое из четырех произведений написал Достоевский: "Бедная Лиза", "Бедные люди", "Бедность не порок", "Бедная невеста". А какую кнопку компьютера из четырех следует нажать, отвечая на один из вечных вопросов: "Что нового сказал о человеке Лев Толстой?".
Модернизация образования, как ее проводят российские реформаторы, во многом состоит из повторения ошибок, которые сейчас осмысливаются на Западе. Технологический прогресс в области знаний может стимулировать "обученное невежество", "экономию мышления". Неполноценное интеллектуальное образование не только не способствует формированию личности, но и ведет к ее разрушению... Нам это нужно?