- Владимир Ильич, не первое столетие стоят на московской земле Кремль, собор Василия Блаженного и множество других памятников культуры и архитектуры - что же их "делить", из-за чего возник конфликт городских властей с центром?
- Покажу на маленьком примере. Возьмем Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Уникальные полотна, которыми он известен миру, и залы, где они висят, не интересуют Агентство по управлению и использованию памятников, созданное Минкультуры и Минимуществом РФ. Его волнуют площади, сдаваемые в аренду под кафе и магазины. На плату за эти квадратные метры музей хоть как-то сводит концы с концами и немного поддерживает реставраторов и художников. Совершенно не принимается в расчет то, что, например, за прошлый год Москва получила 200 миллионов рублей от сдачи в аренду зданий - памятников истории и культуры, а на их содержание и реставрацию потратила больше миллиарда. Лишь 28 процентов в этой сумме составляют средства бюджета РФ, остальные деньги - из столичного бюджета и средства инвесторов, привлеченных городскими властями.
Или, например, Институт языкознания РАН, расположенный в Козихинском переулке. За последнюю пятилетку он заплатил за аренду примерно 100 тысяч рублей, а проведение противоаварийных работ на его здании обошлось столице в 15 миллионов. Свое 200-летие готовится отметить старейший Институт нейрохирургии имени Н.Бурденко. И у него течет крыша, страшно смотреть на фасад, а у федералов, в пользовании которых здание, один ответ: "Нет денег".
Хотел бы я знать и то, каким образом центр собирается заставить "зарабатывать", например, памятник Пушкину или Юрию Долгорукому? Все некрополи, кладбища, церкви? Их-то кто возьмет в аренду? Или, например, знаменитые "Ежи" - символ обороны Москвы, которые столица недавно реставрировала в честь 60-летия битвы под Москвой? Уже с начала этого года она вложила на поддержание памятников более 600 миллионов рублей, в том числе 126 миллионов на реконструкцию храмов. А ведь у каждого памятника, кроме здания, есть земля, где надо убирать снег, класть асфальт, чинить коммуникации... Пока все это делает город. А что дальше? Создавать "агентство" по уборке территории вокруг памятников?
- Ну и отдайте все памятники центру, раз содержание их так дорого и хлопотно. Пусть сам заботится...
- Этого нельзя сделать по одной простой причине. Облик города сразу нарушат грязные рваные "дыры" неухоженных зданий. Вспомните Москву начала 90-х...А сейчас она преобразилась за счет беспрецедентных в истории города работ по реставрации и реконструкции. В настоящее время идет, в частности, реставрация Кузьминок, известного дворца Дурасова в Люблино, Петровского путевого дворца и многих других памятников. Все это - дело рук городских властей. А посмотрите, как выглядят памятники федерального значения, которыми распоряжается федеральный центр? Разваливается Дом Пашкова... Еле-еле дышит Музей Щусева... Превратилась в настоящий бомжатник усадьба Царицыно, разорение которой вдвойне больно видеть на фоне уже возрожденной столицей усадьбы Кусково. Но на каждом здании не повесишь таблички - "этим домом управляет Москва", а "этим домом управляет российское правительство". Город воспринимается как целое. И хорошо еще, что из 1,5 тысячи памятников федерального значения большая часть находится в ведении столицы, которая и дала им вторую жизнь.
- Вы хотите сказать, что центр вообще этими вопросами не занимается?
- Почему же? Тот же Павел Бородин потратил немалые суммы на Кремль. Немного перепало денег Малому театру. Отремонтировали Дворец приемов МИДа. А вот когда перед последней сессией МОК потребовалось привести в порядок Большой театр, его колонны и лестницу красили за счет города. Это в Москве, где все друг у друга на виду. Кто ж поверит, что у агентства, сидящего в столице, будет болеть голова о том, что в Архангельске гниют деревянные тротуары начала XIX века? Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, как и мэр Москвы Юрий Лужков, на опыте убедились: если в городе, практически целиком находящемся под охраной ЮНЕСКО, что-то и делается всерьез, то - самими горожанами. Арендная плата, уходящая в федеральный бюджет, растворяется без следа, ни копейки не оставляя на содержание зданий.
- И тем не менее Федеральное агентство подало на столичные власти в суд.
- Его представители ни разу не явились на назначенные слушания. Знаете почему?
- Не знаю.
- Они же не знают, чего хотят-то... У них даже списка памятников, о которых идет спор, нет.
- Но Минкультуры все время называет цифру - более 600 объектов...
- Они "изъяли" у нас один список. Кто-то из сотрудников, кого они пригласили на работу, прихватил его с собой из нашего управления. Вот им и оперируют. Но настоящего полного списка у них нет и быть не может, потому как, чтобы его составить, нужны время и немалые деньги. На прежние реестры от 1960 и 1974 годов нельзя полагаться. Дело в том, что за последние годы многие здания в Москве в процессе реконструкции и реставрации претерпели изменения и поменяли адреса.
- А вы сами-то не запутались в этом?
- Нет. У нас есть специальный центр, который систематически занимается этой работой. Федеральному агентству ничто не мешало создать свой список памятников. Они даже его заказали в БТИ, но за работу не заплатили, и все остановилось, не начавшись.
- Значит, Москва настроена решительно: ни в чем не уступать?
- Это не так. У нас есть список, тоже из шестисот памятников, но только не тот, которым "козыряет" агентство, а другой, где мы перечислили здания, которые являются федеральными памятниками, заняты федеральными организациями и должны остаться за федеральным центром. Это Кремль, собор Василия Блаженного, музей Ленина, Дом Пашкова с Библиотекой Ленина - Москва начинает строить свою библиотеку имени Некрасова, гораздо лучше... Так считаем мы, специалисты. А департамент государственного и муниципального имущества правительства Москвы готов отдать даже 900 зданий...
- Но это же не культурная тяжба. Неужели нельзя по-доброму с центром договориться?
- Все попытки с нашей стороны провалились. По инициативе столицы участники конфликта как-то собрались у председателя гордумы Владимира Платонова. От города был глава земельно-имущественного комплекса, первый вице-премьер правительства столицы Олег Толкачев, от российского правительства - министр культуры Михаил Швыдкой, зам. министра Минимущества Николай Гусев, представители агентства... К сожалению, так и не удалось их сдвинуть с позиции: "Все наше. Все заберем, потом посмотрим..."
- И что дальше?
- Чтобы добиться желаемого, наши оппоненты разработали проект закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", который и должен был узаконить экспроприацию у регионов понравившихся центру памятников. Проект прошел три чтения в Госдуме, но Совет Федерации на своем последнем заседании его отклонил. Против него выступили почти все губернаторы, воздержались лишь недавно пришедшие сенаторы, не успевшие войти в курс дела.
Решено из сенаторов, депутатов Госдумы и членов российского правительства создать согласительную комиссию, которая и должна на основе того проекта разработать документ, призванный создать цивилизованный правовой режим для всех, кто имеет отношение к памятникам культуры. Ведь это совершенно особый вид недвижимого имущества, по отношению к которому ни в коем случае нельзя руководствоваться сиюминутной выгодой. Я надеюсь, что здравый смысл все-таки в итоге победит.