«Бывало, нами дорожили...»

Эти слова поэта имеют сокровенный смысл и касаются реликвии рода Пушкиных - частицы Ризы Господней

Как свидетельствуют исторические хроники, Россия с 1625 года обладала величайшей святыней христианского мира — Ризой Господней. С тех пор предки в июле праздновали положение Ризы Господней в Москве. Только в XX веке мы, по выражению Пушкина, «посредственные христиане», о своих святынях забыли. Но именно Александр Сергеевич нам о них напомнил спустя века.

Есть два свидетельства о частицах Ризы Господней, благоговейно сохранявшейся в роду Пушкиных, — рассказывает давно выступающая на страницах «Труда» литературовед и исследователь творчества поэта Элеонора ЛЕБЕДЕВА. — Елена Александровна Пушкина, внучка поэта, пишет так: «Я видела у отца серебряную ладанку, истертую и тонкую, по преданию в ней были частицы Ризы Господней. Древнюю ладанку носил всегда мой дед, Александр Сергеевич».

А еще в воспоминаниях Александры Петровны Араповой — дочери Натальи Николаевны и Петра Петровича Ланского — читаем: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына. Ему вменяется в обязанность 10 июля в день праздника Положения Ризы Господней служить перед этой святыней молебен. А.С. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое. А когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета».

Александр Сергеевич стал старшим в своем поколении после смерти дяди Василия Львовича, которого он осенью 1830 года похоронил в Донском монастыре в Москве. «Получается, в первый раз он мог служить молебен перед этой святыней в Царском Селе в 1831 году, — комментирует Элеонора Лебедева. — Но мы не знаем, пригласил ли он священника в дом Китаевой или отправился в Знаменскую церковь».

История святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, хитон Ризы Господней, сотканный Пресвятой Богородицей, по жребию достался одному из воинов. «Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченое в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 24). По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, привез ее в древнюю Грузию (Иверию), где она и сохранялась вплоть до начала XVII столетия. По принятии Грузией христианства в IV веке Риза хранилась в Мцхете в ризнице патриаршего собора во имя святых Двенадцати Апостолов.

В 1612 году Грузия была завоевана персидским шахом Аббасом I. И грузинский царь Теймураз через своего посла бил челом русскому царю Михаилу Федоровичу, чтобы тот принял его под свою высокую царскую руку, «от недруга его от шаха учинил в обороне». В ходе переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил вдруг русским посланникам, что у него находится хитон Господень: «И кто помолится с верою и к тому хитону коснется, того Бог помилует и от того хитона исцелеет. И кто придет без веры к тому хитону коснется — у того тотчас очи выпадут». По словам шаха, хитон был взят им в Грузии и он намерен послать его в Москву царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету — отцу Михаила Федоровича. Жестокий завоеватель и лукавый политик, шах Аббас передал святыню русскому царю, и в Москве постились, молились и испытывали святыню, полученную от неверного. Больные исцелялись, и все хотели иметь святую частицу, однако в какой-то момент патриарх Иоаким благословил положить ее в Успенском соборе Кремля в день 10 июля, в канун вступления на царство династии Романовых.

В нескольких знатных русских родах частицы передавались из поколения в поколение, и прежде всего в роду Романовых. В 1837 году наследник Александр Николаевич посетил Успенский собор и у ковчега с Ризой Господней сказал митрополиту Филарету Московскому, что при крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от Ризы...

Пушкинские заявления в стихотворении «Моя родословная» имеют серьезную духовную основу, подчеркивает Элеонора Лебедева. Как свидетельствовал поэт, «водились Пушкины с царями, нас жаловал страдальца сын» (сын патриарха Филарета государь Михаил Романов). А страдалец патриарх, потому что он, как известно, пребывал в польском плену несколько лет. «Бывало, нами дорожили» — эти слова тоже имеют глубокий сокровенный смысл. От первых Романовых предки Пушкина получили частицу Ризы Господней. Она освятила род Пушкиных, как освящала и род Романовых.

Известно, что стало с родом Романовых. А род Пушкиных процветает. Но в своей книге «Пушкин — потомок Рюрика» пушкинист Л.А.Черкашина пишет: «На исходе XX века со смертью последней владелицы — правнучки поэта святыня покинула пушкинский род. Такова была воля той, что берегла ее долгие годы от чужих недобрых глаз, не продала, не отдала в музей, не потеряла».

Автор книги не раскрывала имя. Только сообщила, что 23 июля 2007 года, в празднование Положения Ризы Господней в обычной московской квартире на Юго-Западе столицы, где живет ныне владелец реликвии, которого не называют, отслужили благодарственный молебен.

«Молебны продолжаются, но втайне от нас и от потомков Пушкина», — утверждает Элеонора Лебедева. Святыня живет своей потаенной жизнью...