По маршруту Севастополь – Сочи проходит парусная регата, входящая в программу Международного яхтенного фестиваля Украина – Россия
Участники уже совершили путешествие на яхтах по таким городам Украины, как Севастополь, Балаклава, Ялта и Феодосия. Маршрут фестиваля проходил с заходами в эти города и порты черноморского побережья Крыма.
Первый день у нас начался с церемонии открытия Международного яхтенного фестиваля «Черное море». Во второй состоялась торжественная церемония старта яхт из Севастополя. А перед этим корреспонденту «Труда» удалось познакомиться с черноморским побережьем Севастополя и его окрестностей – в нынешнем их состоянии.
Несомненно, в историческом центре города существуют неразрешимые проблемы с «трафиком». Несмотря на то, что в районе памятника адмиралу Ушакову и его окрестностях введено одностороннее движение, часто можно наблюдать пробки. Ведь это место имеет сложный рельеф, по этой причине очень сложно расширить центральные улицы города.
Севастополь появился на карте в 1783 году. При Екатерине II российская власть побеждает Османскую империю. 8 апреля императрица подписала указ о присоединении Крыма к и без того огромной российской территории. Но на теплом юге земель было все-таки маловато, поэтому, согласно летописи, Григорий Потемкин посоветовал: «Давай Крым присоединим, нам же спокойнее будет». И это присоединение состоялось. И в этом же 1783 году императрица написала Григорию Александровичу: « ... основать военно-морскую крепость Севостополь там, где нынче Ахтияр». Так начинает свое летоисчисление город с греческим названием Севастополис. За 230 лет своего существования город дважды исчезал с лица Земли и дважды возрождался.
Гербы Крыма. Фото Мария Настенко
В Севастополе маленькие, треугольной формы площади. Первой из них была обустроена площадь Суворова. На ней сейчас симпатичная клумба и памятник великому полководцу. От нее вверх, на центральный городской холм поднимаются трапы. Все лестницы в Севастополе называются трапами: ведь это - это военно-морская крепость. На глаза постоянно попадаются моряки, пехотинцы, у кого-то российские символы, у кого-то украинские. Все улицы в городе, как реки, стекают к морю. Здесь мы вспоминаем Александра Степановича Грина. Между прочим, этот писатель-романтик просидел два года в севастопольской тюрьме, которая располагалась на территории площади Восставших. Несмотря на это Грин очень любил Севастополь, а также Феодосию.
С радостным удивлением я обнаружила двухэтажный особнячок, где часто бывала Аня Горенко, будущая гениальная поэтесса Анна Ахматова. Ее дед был ветераном первой севастопольской обороны, он жил в этом особнячке.
230 лет назад был создан Черноморский флот –ровесник Севастополя.
На месте городской доски почета был построен один из четырех первых каменных домов – особняк главнокомандующего, здесь отдыхала Екатерина II.
Севастополь по современным меркам был маленькой крепостью, и до завершения Второй мировой войны он оставался небольшим городком. Основная жизнь кипела вокруг Южной и Артиллерийской бухт.
Владимирский храм – свидетель многих событий, в том числе и двух оборон Севастополя. Кроме Лазарева, Истомина, Корнилова и Нахимова в Севастополе или неподалеку погибли еще девять адмиралов.
Памятник Нахимову. Фото Мария Настенко
Севастополь хотя и молодой город, но он действительно сконцентрировал в себе многие события историю государства Российского и даже мировой истории. Недаром названия «Севастополь» и «Балаклава» мы можем найти не только на карте Крымского полуострова, но и в Англии, и во Франции.
Все, что сейчас можно увидеть в Севастополе, возрождалось дважды: первый раз в начале ХХ века, а второй раз после Великой Отечественной войны.
Владимирский собор. Фото Мария Настенко
В 1871 году приезжает в военно-морскую крепость молодой ученый из Санкт-Петербурга. Зовут его Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Сейчас около памятника затопленным кораблям (в 150 метрах от изгиба Приморского бульвара) находится трехэтажное белоснежное здание Института биологии южных морей – на месте бывшей маленькой биологической станции. Ее основателем и был Маклухо-Маклай. Памятник ему украшает парадный вход в не только институт, но и в аквариум, самый старый в России … ну а сегодня мы говорим – «на Украине».
Памятник утонувшим кораблям. Фото Мария Настенко
Большинство названий улиц на русском языке, это не удивительно. Севастополь в основном строили и украшали семьи моряков Черноморского флота. Местным малышам в школе не усложняли жизнь обязательным изучением украинского языка даже после «того самого события» – имеется ввиду хрущевская передача Крыма Украине в 1954 году. Впрочем, не будем о Никите Сергеевиче плохо вспоминать – в конце концов, ему и в страшном сне не могло привидеться все, что произойдет в 1991 году. Он, наверное, руководствовался такими вещами: Киев ближе. А из Москвы на все, что необходимо Севастополю, затраты потребуются более серьезные, чем из Киева. Даже строительство дорог.
Что изменилось с 1991 года в Севастополе?
Севастополь потерял главного своего кормильца: на противоположной стороне (если смотреть из центра) Южной бухты работало некогда мощное предприятие – Севастопольский морской завод. С его цепей спускали на воду военные корабли, в том числе броненосцы. Здесь же появился на свет и тот самый бриг «Меркурий», памятник которому украшает центральный городской холм. В советское мирное время здесь поставили подъемные плавучие краны. Ремонтировались и китобойцы – и китобаза «Украина» стояла именно здесь. И, конечно, военные корабли Черноморского флота. Но за последние лет 15 устарело оборудование. Вообще, кроме того, чтобы развивать курортную и туристическую индустрию в Севастополе, нужно, конечно, не забывать: город должен иметь «главного кормильца». Севастополь в годы в советские годы всегда имел особый статус. Проблемы обороноспособности по-прежнему остаются актуальными. Но с учетом наличия готовых производственных мощностей можно наладить и производство современное, для удовлетворения нынешних потребностей. Например, тех же яхт, которые «новые русские» и «новые украинцы» часто покупают за границей. Можно было бы обустроить эти цеха, которые ждут своего хозяина. Чтобы по-прежнему люди, в том числе и местные квалифицированные специалисты, имели заработок.
Крым ничем не хуже зарубежных морских относительно перспектив туризма и отдыха. Даже Антон Павлович Чехов, побывав в Ницце, а затем, покупая землю и возводя себе дачу в Ялте, писал: «Здесь так же красиво, как во Франции, только более дикая, нарядная красота». Поэтому Крым может по своим чудным природным данным поспорить с европейским, французским, итальянским побережьями. Но другое дело, что нужно немножко поднять уровень инфраструктуры.