Алена Данилочкина давно известна любителям баскетбола — она успешно выступала за юношеские и молодежные сборные России. И в национальную сборную ее стали привлекать довольно давно. Все постоянно отмечали прекрасную внешность Алены… Но при этом, когда подходила пора решающих матчей сборной, Данилочкина раз за разом оказывалась за пределами команды. Так и проходила несколько лет в «подающих большие надежды». И лишь на завершившемся сейчас в Польше чемпионате Европы Алена не только закрепилась в основном составе (в стартовой пятерке!), но и завоевала приз самого ценного игрока турнира.
Сразу по возвращении в Россию Данилочкина дала эксклюзивное интервью «Труду»:
— Разрешите начать с неприятной темы. Учитывая то, как великолепно наша сборная сыграла полуфинальный и финальный матчи чемпионата Европы, каким образом вы умудрились проиграть два матча на старте?
— Эти два поражения пошли нам на пользу. Конечно, никаких поддавков не было, не было даже попыток скрыть собственный потенциал. Наверное, поначалу проявлялась несогласованность в действиях нашей команды. Но потом мы сыгрались и стали действовать эффективнее. А горечь от поражений на старте дополнительно нас разозлила.
— Теперь вы постоянно будете выполнять функции разыгрывающей — вплоть до Лондона?
— Решение за тренером. Не удалось договориться с американкой Эпифанией Принс, на которую тренер сборной рассчитывал в качестве разыгрывающей. И поначалу на этой позиции ему пришлось задействовать Абросимову. Хотя Свете привычнее действовать на месте форварда. А я в матчах чемпионата России
— Несмотря на итог, чемпионат был нервным. С кем было сложнее играть?
— Слабых соперниц не было. Против всех сложно. Я бы выделила, с кем неприятно было играть — с британками. Очень грязно действовали: постоянно хватали за руки, грубили исподтишка. На Маше Степановой в борьбе под щитом и вовсе висели. А судьи большей частью почемуто не замечали. Зато четко отслеживали наши ошибки. Ну и британки, показав себя симулянтками, помогали судьям. Вы помните эпизод с Илоной Корстин.
— Вы удивили не только прекрасной распасовкой, но и стопроцентными «трехами». Этот элемент специально отрабатываете?
— Дальним броскам внимание уделяют и в «Чевакате», и в сборной. Все спортсменки этот элемент много отрабатывали на тренировках. Я — как другие. Не больше, не меньше. И процент попаданий у меня может варьироваться от нуля до ста процентов. Причем я замечала: на тренировках самый высокий процент попадания у меня наблюдается в первый день после отпуска — когда я поддерживаю форму, но мяч в руки стараюсь не брать. Получается, мне теперь и перед Олимпиадой последний месяц лучше не работать с мячом? (Смеется.)
— Вы говорили, что вам удачу принес восьмой номер, который вам посоветовала выбрать мама. Вы суеверный человек?
— Есть немного. Но многие спортсмены более суеверны, чем я. Черных кошек не боюсь. Числа «13» — тоже. Более того, перед тем как сейчас взять себе «восьмерку», я играла под разными номерами. И удачнее всего пока получалось под тринадцатым. А сейчас в Польше, когда нашей команде начали подавать автобус золотистого цвета, я пошутила: организаторы знают, кому достанутся золотые медали. Так что я не боялась спугнуть удачу, а в основном надеялась на силу нашей команды.
— Кроме спортзалов и гостиниц в Польше чтото успели посмотреть?
— Обычно в зарубежных поездках именно так и бывает, как вы говорите. Но мы ведь и едем не за впечатлениями от экскурсий, а за результатом. Сейчас, когда были свободные дни, мы выходили в город на прогулки продолжительностью часа два. А в Быдгоще сходили в зоопарк. Но этот город небольшой, все там рядом. Если вспоминать о поездках за последний год, то больше всего запомнилась поездка в Париж на матч еврокубка в составе «Чевакаты». Так получилось с обратными билетами, что после игры у нас еще целый день свободный оставался. Мы его использовали по полной — на Эйфелевой башне побывали и в прочих знаменитых и красивых местах. Но подобное случается редко изза плотного спортивного графика.
— Вы целый сезон играли в Вологде. Что в этом городе вы посоветовали бы посмотреть приезжим?
— Я всю жизнь провела в Москве, а тут вдруг оказалась в чужом маленьком городе, оторвавшись от родительского дома. Первое время так тосковала, что старалась ездить в Москву как можно чаще, хотя бы на денек. Но хороший климат в команде помог преодолеть все неприятные настроения. Мы с девчонками часто вместе выходили прогуляться,
— Однажды я наблюдал вашу тренировку в составе ЦСКА. Удивило, что тренер Ветра давал указания на английском языке. В российском баскетболе это обычное явление?
— Из тех клубов, где я играла, такое было только в ЦСКА. При этом сам Гундарс Ветра очень хорошо говорит
— А вы английским на каком уровне владеете?
— После окончания школы — на среднем для россиянина уровне. Несколько раз я пыталась интенсивно учить, но когда нет постоянной практики общения, слова довольно быстро забываются. Я думаю, если я попаду в англоязычную среду, то через полгода смогла бы свободно разговаривать.
— С кем из американок у вас сложились наилучшие отношения?
— С Бекки Хэммон. Она, правда, порусски почти ничего не понимает, а мои знания английского пока не так хороши для тесного общения. Но Бекки проявила себя великолепной спортсменкой и очень хорошим, доброжелательным человеком. Сейчас во время чемпионата Европы я получала от нее по электронной почте короткие письма. Она следила за нашими выступлениями и болела за нас.
По приезде в Москву я еще не успела в компьютер заглянуть, но мне кажется, что там ждет письмо от нее с искренними поздравлениями.
— Вас тоже подруги по сборной называют открытым и хорошим человеком. А с кем в команде ближе всего дружите?
— Вполне естественно, что с девочками, примерно равными по возрасту. Ведь с некоторыми из них я знакома еще с детского баскетбола, с играми за юношеские сборные. С Людой Саповой, Таней Бокаревой, Таней Поповой, Мариной Кузиной. Хотя и с девочками постарше я тоже дружу, в том числе и вне спорта общаюсь. Сейчас во время чемпионата Европы я жила в одной комнате с Илоной Корстин. Могу сказать про нее только самые добрые слова.
— Вы в составе сборной России уже много лет. Но вас три года подряд «отцепляли» от состава уже перед самим чемпионатом мира и Европы. После такого не сложно найти в себе силы, чтобы опять приехать в расположение сборной?
— Два раза я не ехала на турниры изза болезней и травм, которые неожиданно случались уже во время сборов. И лишь в прошлом году тренеры просто не включили меня в состав отъезжающей команды. Значит, посчитали когото из претендентов на мою позицию сильнее меня. Они ведь себе не враги, чтобы отказываться от заведомо сильнейшего игрока. Здесь все логично.
— Как вы попали в баскетбол? Вас родители привели?
— Мама у меня вообще спортом никогда не занималась. Она бухгалтер по профессии. Папа — профессиональный повар. Но в юности он играл в баскетбол на любительском уровне. Я жила на Варшавском шоссе, и когда училась во втором классе, к нам на занятия пришли тренеры из школы «Тринта», находящейся неподалеку. Записали в группу, я позанималась пару месяцев, постепенно охладела и перестала тренироваться. Мои первые наставницы — Макарычева и Постнова — позвонили родителям и убедили их, что я — способная спортсменка и должна серьезно заниматься баскетболом. Папа взялся за мое воспитание: начал персонально возить на тренировки или поручал это комулибо из своих друзей. Потом еще дома обсуждал мои успехи или проблемы в тренировках. И мама также подключалась к этому процессу. Родители и сейчас остаются самыми преданными моими болельщиками, но критиковать мою игру уже не решаются.
— Вы от папы-повара чему-то научились?
— У меня и мама очень хорошо готовит. Пока я в школе училась, то на кухне довольно уверенно управлялась. Практически со всеми блюдами справлялась довольно хорошо. Но сейчас, когда много времени провожу на сборах, на турнирах, в переездах, мои кулинарные способности и навыки редко пригождаются.
— Вы — одна из немногих профессиональных спортсменок, закончивших вуз не по профилю.
— Да, я училась и получила диплом в университете сервиса и туризма по специальности «бухгалтер». Когда поступала туда после школы, я еще не думала, что вся моя жизнь будет связана со спортом. Тогда я решила стать экономистом, как моя мама. В расчете на то, что она в случае необходимости поможет, подскажет, научит. Тренерскую профессию я не исключаю как один из вариантов дальнейшей работы. Но я еще рассчитываю минимум пять лет поиграть в баскетбол. Далеко не хочу загадывать.
— Какие виды спорта, кроме баскетбола, вам интересны?
— В детстве любила на лыжах кататься и на коньках — по льду и на роликовых. Но это было до того, как я начала выступать на серьезных соревнованиях. А теперь мне, как профессиональной баскетболистке, противопоказано заниматься травмоопасными видами спорта. Если выступает сборная России — по телевизору самые разные международные турниры смотрю, когда есть время. Во время Универсиады 2009 года в Сербии я вживую смотрела мужской баскетбол и водное поло. Мы с представителями этого вида спорта и жили по соседству, познакомились со всеми, так что и болели больше именно за эти наши сборные.
— Насколько хорошо вы теперь разбираетесь в водном поло?
— Не очень хорошо. А если вы намекаете на моего другаватерполиста, то мы с ним уже расстались.
— А мужской баскетбол часто смотрите?
— Не очень. Мужчины по ряду объективных причин играют сильнее женщин. Но это не означает, что мы должны стремиться к идеалу, копируя мужскую технику, тактические схемы. Мужской и женский баскетбол развиваются разными путями. Так что женские матчи смотрю чаще — и вживую, и в видеозаписи.
Алена Данилочкина, баскетболистка
Родилась 27 января 1986 года в Москве.
Начинала играть баскетбол в детских командах знаменитой московской школы «Тринта». В 2005–2009 годах играла за столичные клубы «Динамо», «Москва» и ЦСКА. В 2009–2011 годах выступала за ЖБК «Чеваката» (Вологда). С осени нынешнего сезона будет играть за оренбургскую «Надежду».
Достижения: серебряный призер