Петербург заплатит 30 миллионов за сны

Кинозвезды Орнелла Мути и Настасья Кински станут почетными гостьями Второго Международного Санкт-Петербургского кинофорума

Кинозвезды Орнелла Мути и Настасья Кински станут почетными гостьями Второго Международного Санкт-Петербургского кинофорума, который откроется 10 июля и продлится шесть дней. Президент фестиваля, выдающийся российский кинорежиссер Алексей Герман-старший, назвал кинофорум «зарядкой для души».

По словам Алексея Германа, все киноленты, участвующие в фестивале, отбирались по единственному принципу — способности тронуть сердце зрителя. Фильм-открытие фестиваля — новая картина Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу».

Фестивальная неделя вмещает в себя два конкурсных показа: программу экспериментального кино «Новые территории» и серию из десяти картин Best of the Best, объединяющую фильмы — призеры международных фестивалей прошедшего сезона, а также девять тематических проектов, в числе которых ретроспектива итальянского кино, показ артхаусных фильмов, снятых режиссерами азиатских стран, программа «Неизвестное кино нулевых» и подборка фильмов на тему борьбы с терроризмом «Кино на пороховой бочке».

Состав жюри конкурса «Новые территории» вызывает пиетет. Председатель — Ульрих Грегор, немецкий киновед и основатель форума Берлинского кинофестиваля. К нему присоединятся кинорежиссеры Йос Стеллинг (Нидерланды) и Фридрик Тор Фридрикссон (Исландия), а также актеры Динара Друкарова и Грегуар Колен (Франция).

Однако воодушевляющая новость о том, что мэтр артхаусного кино голландец Йос Стеллинг вошел в состав жюри конкурсной программы экспериментальных фильмов «Новые территории», уравновешивается нелепой придумкой организовать «жюри VIP-зрителей» для второй конкурсной программы — Best of the Best, в которую войдут картины, уже с успехом показанные на крупнейших мировых кинофорумах калибра Берлинале и фестивалей в Каннах, Локарно и Гетеборге и отмеченные наградами. Среди изюминок Best of the Best — увенчанная «Золотым медведем» Берлинале-2011 картина иранского режиссера Асгара Фархади «Надер и Симин» и победивший на Международном фестивале в Локарно фильм канадца Дени Котэ «Керлинг». Но судить эти элитные ленты будут такие далекие от кинопроизводства люди, как тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, тележурналист Светлана Сорокина и художник Вадим Захаров.

Как объяснил известный российский кинокритик Андрей Плахов, ставший программным директором кинофорума, жюри конкурсной программы Best of the Best под председательством Рустама Ибрагимбекова не призвано стать «надстройкой» к жюри международных конкурсов, уже принявших свои решения в отношении этих кинолент.

«Наше жюри должно оценить эти фильмы, уже удостоенные престижных наград, со своей позиции, — объясняет Плахов. -Это будет взгляд известных уважаемых людей, не связанных напрямую с кинопроизводством».

Этот подход вызвал у многих в городе недоумение. Возможно, полагают критики проекта, начинающему фестивалю стоило бы ограничиться «Новыми территориями», тем более что в жюри этого конкурса удалось привлечь исключительно достойных кинодеятелей, а Best of the Best сделать внеконкурсной программой. Очевидно ведь, что маститые режиссеры не бросятся наперебой поставлять свои ленты фактически новорожденному фестивалю, репутации которого еще предстоит сложиться.

Создав любительское жюри, фестиваль таким образом дал сигнал тем самым мэтрам, что всерьез его рассматривать вообще не стоит, поскольку награда получается игрушечной. Но куда же спрятать имперские амбиции и желание непременно вручить питерский приз картине признанного мастера — и непременно сейчас? Вот и получается из конкурса Best of the Best забавный продукт политического компромисса. И пока пальму первенства не одержат либо вкус, либо амбиции, Петербургскому кинофоруму уготована нелегкая жизнь гибрида.

Президент фестиваля Алексей Герман утверждает, что цели проекта благородны. По его словам, попытка создать еще один фестиваль, пусть и выпотрошив городскую казну на изрядную сумму 30 миллионов рублей, оправданна «как возможность показать зрителю хорошее кино, апеллирующее напрямую к человеческой душе. Кинематограф — это искусство снов, где есть и любовь, и встреча с родителями, и страх, и азарт, и ужас; в кино возможно все, но главное — кинематограф смягчает нравы».