ГРЯДКИ С ВИДОМ НА ОСВЕНЦИМ

В Варшаве познакомился с молодой польской парой. Оказалось, в столице они - у друзей, а вообще-то живут в другом месте. Ответ на мой вопрос: "Где?" - шокировал: "В Освенциме. Приезжайте в гости!"

Впрочем, через мгновение я, разумеется, сообразил: это мы ассоциируем страшное название лишь с известным всему миру фашистским концлагерем, а для поляков Освенцим - в первую очередь все-таки небольшой город (правда, они тоже, конечно, всегда помнят о находившемся здесь лагере смерти). Вспомнил я и о том, как подобное же чувство испытал в Мюнхене. Ехал в электричке и вдруг услышал: "Следующая станция - Дахау". Понятно, что это города, населенные пункты. И все же, все же...
Через пару дней я действительно оказался (жаль, без моих новых знакомых) в Освенциме: мимо этого памятного места не могли пройти хозяева - организаторы моей командировки в Польшу.
Не буду рассказывать о том, что я увидел за воротами с циничной фашистской надписью "Arbeit macht frei" ("Работа делает человека свободным"). Это страшное зрелище. Тяжело абстрагироваться от увиденного в музейном комплексе, но вот что меня, кроме всего, поразило: прямо за оградой бывшего концлагеря, в нескольких метрах от виселиц и бараков из темно-красного кирпича - садово-огородные участки. Редиска, лук, салат, укроп. Как в Москве вдоль кольцевой дороги. Только огородики лучше ухожены.
Освенцим размещается на юго-западе Польши, неподалеку от Кракова, здесь живут около 14 тысяч человек. Есть старинные здания, костелы, синагога, свой хоккейный клуб "Уния".
Еще я узнал, что Освенцим до войны был известным местом по производству ликеров. До сих пор в городке сохранилась вилла "ликерных фабрикантов" - Фелиции и Альфонса Хаберфельдов, сумевших в 1939 году уехать в Нью-Йорк, но потерявших весь свой капитал. Теперь их потомки стараются возродить в Освенциме знаменитый промысел, но пока безуспешно.
Сейчас в Освенциме никак не разрешаются другие конфликты, связанные с недвижимостью. Уже несколько раз инвесторы из Германии предпринимали попытку построить у самого входа в мемориальный комплекс "Лагерь смерти" огромный супермаркет. Представьте только: у ворот Освенцима, где гитлеровцы из людей делали щетки и мыло, - немецкий магазин!
...У людей, занимавшихся своими огородами, я спросил: "Как можно здесь, в непосредственной близи, копошиться с редиской на грядках?"
- Все относительно, - ответил мне пожилой поляк. - Я знаю, что в России есть папиросы "Беломорканал". Для меня это дико. Как вы можете брать их в руки? Ведь на строительстве канала погибло столько невинных людей. Это все равно что мы бы курили сигареты "Освенцим"...