Счастливый финал происшедшего настраивает на мажорный тон. Но стоит, наверное, вернуться к аналогичному случаю десятилетней давности в Баку, когда такой же Ил-76 попал в подобную ситуацию. Только исход того происшествия был трагичным: все 80 десантников, находившихся на борту, и все члены экипажа погибли.
Да и в нынешнем инциденте шансы спастись были равны одному проценту из ста. Так говорят специалисты авиации. Все решило мастерство экипажа.
...35-летний командир, он же - заместитель командира военно-транспортной авиационной эскадрильи Оренбургского полка Андрей Зеленко не предвидел тогда экстремальной ситуации - приборы свидетельствовали о полной исправности самолета. Но над Астраханской областью у машины вдруг отказали насосы двух двигателей. Через некоторое время вышла из строя и первая гидросистема. Самолет загорелся.
Зеленко принял решение посадить его на астраханском аэродроме. 160 километров летел горящий самолет до места посадки. Но и тут при приземлении возникло ЧП: самолетное шасси заклинило. Ничего не оставалось, как на высокой скорости сажать самолет "на брюхо".
По приказу Зеленко были открыты все люки для высадки призывников. Ребят члены экипажа заставляли на ходу прыгать из самолета. Все они благополучно "приземлились", если не считать восьмерых новобранцев, получивших небольшие травмы.
Последним горящий самолет покинул командир экипажа Андрей Зеленко. Буквально через 30 секунд прогремел сильный взрыв...
- Мы испытываем гордость за нашего Андрея, - говорит заместитель командира Оренбургского полка Александр Капитонов. - Он самый выдержанный из нас. Новобранцам просто повезло, что за штурвалом был именно Андрей.
Многие считают, что катастрофу предотвратило чудо. Но, как говорится, чудес не бывает. В той экстремальной ситуации сыграло главную роль, конечно, высокое мастерство командира экипажа Андрея Зеленко. А еще - его огромное желание любой ценой, даже ценой собственной жизни, спасти пассажиров.
Летчик первого класса подполковник Андрей Зеленко представлен к званию Героя России.